Версия для слабовидящих

Последние события

16.04.2018

Призеры первенства по настольному теннису

Поздравляем с призовым местом в первенстве по настольному теннису среди студентов... Подробнее...
16.04.2018

Аршанская Ксения - лауреат конкурса в Казани

Поздравляем с успешным выступлением на VII Международном конкурсе-смотре учащихся... Подробнее...
13.04.2018

Лауреаты конкурса исполнителей на духовых инструментах

Поздравляем с успешным выступлением на Межрегиональном конкурсе исполнителей на... Подробнее...
13.04.2018

Лауреаты конкурса «Славянские встречи»

Поздравляем с успешным выступлением на XI Международном конкурсе-фестивале музыкально-художественного... Подробнее...
13.04.2018

Порядок выступления участников конкурса фортепианных концертов

Порядок выступления участников областного конкурса фортепианных концертов 21 апреля... Подробнее...
13.04.2018

Жюри конкурса фортепианных концертов

ЖЮРИ областного конкурса фортепианных концертов Федоренко Георгий Анатольевич... Подробнее...
13.04.2018

Регламент конкурса фортепианных концертов

Регламент проведения областного конкурса фортепианных концертов г. Новомосковск... Подробнее...
Пресса Интервью с Мариной Митраковой в "Новомосковской правде"

Еe время зажигать звезды.

Мама очень хотела, чтобы Марина играла на рояле, потому как и сама немножко умела. Но рассчитывала вместе с тем, что дочь пойдет по ее стопам и станет медиком. Маминых надежд девочка не оправдала. Зато осуществила свою мечту, которую лелеяла с детсадовского возраста. Недавно Марина Витальевна Митракова, музыкант, не побоимся сказать, от бога, отпраздновала замечательным концертом своих учеников и коллег 35-летие педагогической деятельности. О чем мы с ней сегодня с удовольствием и поговорим.

 

 

«Я захотела стать Ларисой Валентиновной»

- Марина Витальевна, помните, конечно, как все начиналось?

- Отлично Помню, хотя тогда мне не было еще и шести лет. В наш двадцатый садик, что напротив первой школы, пришла Лариса Валентиновна, красивая, стройная тетя с шикарными длинными белыми волосами, и я сразу в нее влюбилась!. Она поиграла нам немного на скрипке. Мне повезло - оказалась среди пяти-шести малышей, отобранных для прохождения ею педагогической практики. Тогда Лариса Валентиновна была студенткой, а теперь преподает в нашем музыкальном колледже имени Глинки. Кто мне тогда больше понравился, скрипка или Лариса Валентиновна, и сейчас не знаю (смеется).

- Получается, у вашего первого педагога оказалась легкая рука?

- Очень. Правда, через год она ехала учиться в консерватории, но я опять попала в очень добрые и умелые руки. Моим педагогом в детской музыкальной школе стала Эльвира Федоровна Симонова. Она считалась ведущей скрипачкой. Так что очень везло на учителей. Опять получилось так, что в первую очередь я хотела быть не скрипачкой, а Эльвирой Федоровной! Очень она всех нас любила, носилась с нами, как с родными. Хотела она этого или не хотела, а получилось так, что сделала музыку делом всей моей жизни. В 70-м году я поступила в школу, а в 78-м стала студенткой первого курса музыкального училища.

Со скрипкой по жизни

- Мама ваша сильно огорчилась, что вы не стали медиком?

- Эмилия Ивановна, конечно, надеялась, что я выберу медицину, но препятствий в моих музыкальных устремлениях не чинила. К тому же отчасти я все же последовала ее примеру. Она преподавала в Новомосковском медучилище, я тоже преподаватель.

- Учеба легко давалась вам?

- Такой вопрос вообще не возникал. Туг рядышком жили мои дедушка и бабушка, Иван Иванович Селезнев - первый директор авторемонтного завода, и Клавдия Игнатьевна, первый заслуженный учитель (русский и литература) нашего города. Люди интеллигентнейшие и музыке не чуждые. Когда я готовилась к концерту, например, они ставили пластинку и следили, чтобы я играла точно так же, как Коган (смеется). А мне это и нравилось, и инструмент к руке цепью приковывать не надо было. Училась я легко. Учеба была моя жизнь. Яркая и насыщенная.

- Наверное, и диплом с отличием получили? И сразу в консерваторию?

- Диплом да, с отличием, но в консерваторию не попала Точнее, сама не поехала То есть поехала в Саратов, но учиться не стала Была не готова жить одна а преподаватель, прослушав меня, сказал, что ни о каком заочном отделении не может быть и речи. Честно говоря, и материально положение семьи было не самым благополучным, а сидеть на шее у мамы очень не хотелось, папы к тому времени уже не было...

- Не жалеете, что не получили консерваторского образования?

- Как-то тогда некогда было жалеть, а теперь и нет надобности. В работу окунулась с головой, в первой музыкальной школе. Эльвира Федоровна, которой я так хотела стать, уехала тогда в Москву, и директор Людмила Абрамовна Михеева так и сказала - ты должна ею стать! Вот так желания сбываются!

Дети музыки

- Такой вопрос. Наши дети, обучающиеся музыке всерьез, по уровню подготовленности, одаренности сильно отличаются от столичных? Или нет разницы?

- Есть. Но заключается она вот в чем. По степени одаренности они, может быть, ничем и не отличаются от наших. Но возможности их несравнимо шире. Они больше слушают, больше видят больших музыкантов воочию, очень больших, мирового уровня. Да, информации сейчас, благодаря интернету, очень много, доступно все. Но музыка - это то, что воспринимать необходимо близко, душой. Не через даже самые лучшие акустические системы и мониторы, а непосредственно. У наших возможностей в этом плане куда меньше. Однажды, сравнив игру своего ученика с исполнением его столичного сверстника, подумала чуть не с досадой, ну почему мой так не играет? И дело вовсе не в инструменте. Исполнитель, чтобы передать музыку, должен ее чувствовать. Для этого нужно иметь исполнительский аппарат. Грубо говоря, школу. Это обширное понятие.

Взять хотя бы то, что у всех столичных воспитанников есть персональные репетиторы, со скрипкой дети проводят от б до 8 часов, а в общеобразовательную школу ходят два раза в неделю, занимаются по облегченной программе. И кто, по-вашему, будет играть лучше?

- Вон оно что. А разве нельзя и провинциальному воспитаннику, особо одаренному, позволить такой график, перераспределив время в пользу музыки?

- Хороший ребенок хорош везде. Еще говорят, что талантливый человек талантлив во всем. И родители не готовы решить, что вот мое чадо будет заниматься исключительно музыкой всю жизнь и достигнет мировой славы. Притом что сам ребенок к этому чаще всего готов. Но родители-то понимают, что не все так просто, что железной гарантии нет, что образование нужно в любом случае. А вдруг что случится с руками, не дай бог? Что тогда? Примеров много, когда родители, поставив на музыку, как на карту будущее ребенка, горько потом об этом жалеют. А что уж говорить о самих несостоявшихся музыкантах.

- Компенсировать те различия, которые существуют в условиях для провинциальных юных дарований и столичных, удается хоть как-то?

- Мне очень повезло. Вот уже на протяжении десяти лет мы тесно общаемся с великим педагогом, воспитавшим множество скрипачей самого высокого уровня, преподавателем Московской цен-тральной музыкальной школы Галиной Степановной Турчаниновой. Ее значение в моей педагогической деятельности переоценить просто невозможно. Я одна из немногих, кому она разрешила присутствовать на своих уроках. И стараюсь передавать своим все, что получаю от нее. Горда и счастлива этим. И благодарна своему супругу Александру Скуднову, который, по сути, и посодействовал моему знакомству с Турчаниновой. Галина Степановна здесь имеет свой интерес. У нас в колледже очень хороший симфонический оркестр, выступить сольно с которым составит честь не только ученику, но и зрелому мастеру. Вот и сотрудничаем. Я езжу к ней на семинары, она привозит своих ребят поиграть с нашим оркестром, которым руководит Александр Валентинович. Потому что это редкая возможность даже для москвичей и очень хорошая школа

Время зажигать звёзды

- Вот вы рассказали, как с преподавателями очень вам везло с самого начала. А когда сами стали преподавать, везение не покинуло?

- Да что вы! И с учениками мне везет, я их очень люблю! Вы посмотрите на них, разве можно таких не любить? Стараются все до одного. Да как стараются! Есть у нас девочка Настенька, очень талантливая. Живет в отдаленной деревне, где-то за Донским, с дедушкой и бабушкой. На ней еще и хозяйство. И она блестяще справляется с учебной программой, несмотря на то, что, что с утра ей надо в любую погоду пройти полем до Донского, оттуда доехать до колледжа, вечером обратно. И так каждый день. И она не одна такая целеустремленная.

- Помимо того, что преподаете и справляетесь с должностью завуча колледжа, вы являетесь еще и руководителем ансамбля скрипачей «Prima Vista», что в переводе с итальянского звучит как «С первого взгляда». Не много ли на себя берете?

- Преподавание и административная деятельность - это работа, хоть и любимая. Ансамбль-отдых, хобби, наслаждение!

- Спасибо вам и успехов, в педагогике и творчестве!

Остается добавить, что ансамбль скрипачей «Prima Vista» под управлением Марины Митраковой, в который входят студенты и ученики музыкальной школы при колледже, с неизменным успехом выступает не только в родных стенах. Покорял высоким исполнительским мастерством Санкт-Петербург, Калининград, Кострому. Недавно блестяще выступил на конкурсе «Время зажигать звезды» в Рязани, взяв Гран-при. В марте ансамблю предстоит поездка в Прагу, на еще один престижный конкурс-фестиваль.

 

Беседовал Андрей ЛИФКЕ

Новомосковская правда

11 января 2018г.

 
Сейчас 159 гостей онлайн

© 2018 Музыкальный колледж имени М.И. Глинки г.Новомосковск; 301650, Тульская область, г. Новомосковск, ул. Берёзовая, д.7, тел. +7 (48762) 6-06-07