Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

27.01.2021 15:33

Вдохновленные Шубертом

Как и Моцарт, Шуберт больше принадлежал всем –
окружающей среде, людям, природе, чем себе,
и музыка его была пением про всё,
но не лично про себя
Борис Асафьев

 

 

16 января 2021 года в концертном зале Новомосковского музыкального колледжа имени М.И. Глинки состоялся концерт фортепианной музыки. В исполнении Александра Захарова и Татьяны Фёдоровой – лауреатов международных конкурсов, студентов Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского класса профессора заслуженной артистки России Ирины Николаевны Плотниковой, прозвучали произведения Франца Шуберта.

Открыли концерт Четыре экспромта ор.90 в исполнении Александра. Каждая из пьес – это миг вечно меняющейся, эмоционально насыщенной внутренней жизни художника. Настроения экспромтов простираются от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов. Исполнение экспромтов отличает ясность фактуры и строения фраз, а также принцип мелодического развертывания при свободном, импровизационном изложении.

Соната до минор в исполнении Татьяны, несмотря на патетический характер главной партии, изобилует вдохновеннейшими лирическими эпизодами. В ней много великолепных песенных тем, гармонических и тембровых находок. Неожиданные вспышки драматизма чередуются в ней с моментами сосредоточенного созерцания, танцевальные эпизоды – с яркими озарениями.

 

 

Никто из великих композиторов не оставил такого количества дуэтных произведений, как Франц Шуберт – он писал их с детских лет на протяжении всей жизни. Дуэтное творчество композитора в полной мере воплотило все лучшее, что заложено в самой природе музицирования в четыре руки. Необъятное шубертовское наследие подняло жанр фортепианного дуэта до небывалых и недостижимых высот. В концерте в исполнении Татьяны и Александра были исполнены четырехручные сочинения Шуберта. Богатая фактура, насыщенное звучание, красота и полнота тембров в полной мере были раскрыты исполнителями в Рондо Ре мажор. А в заключении концерта прозвучала Фантазия фа минор для фортепиано в четыре руки, сочиненная Шубертом в 1828 году всего за девять месяцев до его трагической смерти, с посвящением Каролине Эстерхази. По популярности у меломанов это посвящение, пожалуй, стоит наравне с хрестоматийным пушкинским «Я помню чудное мгновенье» – Анне Петровне Керн. Высокая тоска пронизывает Фантазию фа-минор. Начинается она тихо – пиано», с просветленной и непередаваемо прекрасной темы. Канадский музыковед Рита Стеблин считает, что в латинском названии нот, которые как бы перекликаются, обнимают друг друга, скрыты инициалы имен Каролины Эстерхази и Франца Шуберта. Главная тема повторяется в середине, вслед трагическому эпизоду, который обрывается внезапной драматичной паузой. В коде она же звучит видоизмененно, восходя к фуге, напоминающей знаменитые фуги Баха, чтобы быть растоптанной оглушительными финальными аккордами – страдание убивает любовь. Именно так воспринимал Азарий Мессерер смысл фантазии. Конечно, каждый волен по-своему понимать музыку. Однако думаю, «что те, кто чутко слушают, испытают потрясение – до озноба, до мурашек по коже, от того, как разителен в Фантазии контраст между светом и мраком».

«Воистину, в Шуберте живёт божественная искра!» – так говорил о композиторе его кумир – Людвиг ван Бетховен.

Благодарим наших гостей за прекрасную, вдохновенную игру, поэтическое обаяние, законченность стиля и желаем им дальнейших творческих успехов!


Председатель предметно-цикловой комиссии «Фортепиано»
Новомосковского музыкального колледжа имени М.И.Глинки
Миллина О.А.