Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

24.05.2021 17:12

МАКСИМ ФЕДОТОВ: «Здесь любят музыку и скрипку»

 М.В. Федотов на открытии  IV Всероссийского конкурса скрипачей им. Г.С.Турчаниновой

 

Блистательный скрипач и дирижер с мировым именем Максим Федотов уже второй раз приезжает в наш город с целью сотрудничества, взаимодействия с руководством и преподавателями Новомосковского музыкального колледжа им. М.И. Глинки.

 

 ПОСОЛЬСТВО МАСТЕРСТВА-2018.  М.В. Федотов в Новомосковском музыкальном колледже им. М.И. Глинки Афиша проекта ПОСОЛЬСТВО МАСТЕРСТВА-2018

 

Впервые пообщаться с Максимом Викторовичем коллективу колледжа удалось в 2018 г. в рамках «Посольства Мастерства» – проекта Санкт-Петербургского Дома музыки и «Россотрудничества». Открытые мастер-классы проекта собрали тогда в стенах музыкального колледжа преподавателей, скрипачей не только из Новомосковска, но из ряда других городов, стали для них мощным творческим импульсом, руководством к дальнейшей работе.

 

2015 г. Директор колледжа А.В.Скуднов с Заслуженным деятелем искусств РФ Г.С.Турчаниновой

 

Этот приезд знаменитого маэстро продлился четыре дня и был связан с еще более напряженной работой. Максим Федотов возглавил жюри IV Всероссийского конкурса скрипачей имени Заслуженного деятеля искусств РФ, талантливого музыканта, педагога Галины Степановны Турчаниновой. Событие, основанное в 2015-ом по предложению директора колледжа Александра Валентиновича Скуднова, при поддержке самой Галины Степановны, проходит раз в два года. Теперь, когда Галины Степановны с нами нет, конкурс посвящен памяти великого подвижника в области скрипичной педагогики. На этот раз он стал четвертым и собрал свыше 110 скрипачей со всех уголков России. Именно это было искренним желанием Галины Степановны Турчаниновой – чтобы такие встречи не становились соревнованием скрипачей из Москвы и ближайших областей, чтобы участие было доступно для юных музыкантов со всей страны. Цель достигнута: возможность испытать собственные силы, показать себя, свою технику, творческий потенциал перед высокопрофессиональным жюри получили очень многие, от маленьких скрипачей до воспитанников консерваторий. В немалой степени ребят, их наставников привлекло имя выдающего скрипача-виртуоза Максима Викторовича Федотова, который стал председателем жюри конкурса.


Максим Федотов – профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Возглавлял кафедру скрипки и альта Российской академии музыки им. Гнесиных.
Первый скрипач, давший сольный концерт на двух скрипках Н. Паганини – Гварнери дель Джезу и Ж. Б. Вийома. Зарубежная пресса называет этого музыканта «русским Паганини», «блестящим артистом и совершенным мастером». Выступает на самых престижных концертных площадках России и мира. В послужном списке скрипача только в рамках гастролей – свыше 50 стран.
Максим Федотов успешно сочетает деятельность концертирующего скрипача и симфонического дирижера. Руководил и дирижировал известнейшими коллективами. Сейчас продолжает тесно сотрудничать со многими симфоническими, филармоническими оркестрами России и мира.


Выдающийся скрипач выступает по всему миру и как исполнитель, и как дирижёр. Для него главное — влюбить в классическую музыку как можно больше людей, ведь классика, по мнению маэстро, меняет мир к лучшему.

 

ПОСОЛЬСТВО МАСТЕРСТВА-2018.   В колледже прошли мастер-классы М.В. Федотова

 

В Новомосковске после четырех дней напряженной работы на конкурсных прослушиваниях Максим Викторович тем не менее полон энергии, творческих мыслей, которыми готов делиться. В небольшой беседе наш гость не только оценил уровень представленных на конкурсе исполнителей, но и в целом поделился своим мнением о важности такой работы, о необходимости и дальше развивать традиции российской скрипичной школы, привносить в нее что-то новое, привлекая как можно большее число поклонников.

 

2021 г. - Члены жюри конкурса 2021 г. - Радость побед. Ученики М.В. Митраковой со своим преподавателем и членами жюри конкурса

 

– В первую мне очередь хочется отметить созданную здесь, в колледже обстановку для обучения и развития юных музыкантов, прекрасную атмосферу, которая всему этому способствует. Ее я помню с первого приезда в 2018 г., и сейчас также чувствую. Я потрясен тем, как здесь налажена профессиональная деятельность. Совершенно удивительный Александр Валентинович Скуднов – руководитель Новомосковского музыкального колледжа – проводит колоссальную работу с ребятами. Это и оркестр, и множество конкурсов, поездок, концертов, мастер-классов, других возможностей для развития. Вся эта обстановка также влияет на отношение к конкурсу скрипачей. Вообще, то, что Александру Валентиновичу удалось на базе колледжа создать такой конкурс – великое дело. Для ребят это прекрасная возможность себя показать, проявить и в целом – это огромный стимул для занятий и собственного развития, выстраивания своей профессиональной траектории. Наверное, еще поэтому с каждым разом становится все больше и больше участников, растет и их мастерство. Членами жюри являются заведующие кафедрами ведущих консерваторий России, что также привлекает юных скрипачей и их педагогов.

 

РЕКА ТАЛАНТОВ-2020  На память о проекте РЕКА ТАЛАНТОВ-2020. На мастер-классах М.В. Федотова наша студентка Полина Шахорская

 

Новомосковскими преподавателями на конкурс также представлено немало исполнителей – как учащихся музыкальной школы, так и студентов колледжа. Огромный вклад в эту работу, в преподавание скрипки, расширение педагогического, методического опыта коллег вносит Марина Витальевна Митракова. С ней наше творческое взаимодействие продолжается с 2018 г. – после первой встречи здесь, а затем в Санкт-Петербургском Доме музыки, где уже который год ее студенты участвуют в проекте «Река талантов». Все свои силы, энергию, творческий потенциал, опыт, полученный в том числе от Галины Степановны Турчаниновой, она вкладывает в своих воспитанников и в развитие любимого дела. Сознавать это очень радостно и приятно.

– Максим Викторович, расскажите, каковы требования к участникам, насколько они высоки и серьезны.

– Требования не то что высокие, они профессиональные. И так должно быть, поскольку скрипачи, их наставники вкладывают много сил, труда в обучение, а значит – готовы соревноваться с достойными и должны показать, на что способны. Иначе подобные конкурсы не будут столь интересны для профессионального сообщества. Важно, как тонко и грамотно здесь продумана система формирования возрастных групп конкурсантов. Они поделены не просто по возрасту, по годам обучения, но и по еще одной важной особенности. Воспитанники специальных музыкальных школ при консерваториях обучаются еще более серьезно и профессионально, потому выделены в отдельные группы. Их ровесники из музыкальных школ по России, а также из Белоруссии представлены в других категориях. Это очень правильная, лояльная система возрастных и качественных разграничений. Возможно, она усложняет подготовку и проведение конкурса, но однозначно делает процесс оценивания более объективным и справедливым. Кроме того, в каждой группе свои лауреаты и дипломанты, значит большее число скрипачей удостаивается наград и заслуженных оценок. В данном случае это совершенно справедливо, ведь и здесь, в колледже много талантливых, ярких скрипачей, и среди тех, кто приехал, очень много сильных, подающих надежды исполнителей.

Сам факт, что столько молодых скрипачей сейчас хотят учиться, хотят развиваться, выходить на сцену – это очень радует и вдохновляет. Это прекрасно, потому что для меня скрипка – это любимейший, естественно, инструмент и в своем роде уникальный. Это, пожалуй, единственный инструмент в истории человечества, который, родившись, служа столетиями инструментальному исполнительству, нисколько не изменился. Изменились рояли, виолончели, все духовые, много инструментов родилось, какие-то отошли в прошлое, а вот именно скрипка за 300 с лишним лет не изменила свою природу, форму, осталась инструментом, глубочайшим по своему музыкальному содержанию. Это прекрасно, и хочется, чтобы молодые музыканты тоже не изменяли музыке, были верны выбранному делу, своему любимому занятию.

На каждом конкурсе, конечно, бывают исполнители разного уровня. Тут, естественно, тоже было все по-разному, не говоря о том, что у каждого возраста свои задачи и разный объем, сложность программы. Были уже студенты солидных консерваторий, включая 4 курс. Хочется отметить, что в каждой группе попадались очень талантливые, одаренные ребята, чье исполнение – яркое, эффектное – впечатляет и запоминается. Дальнейшее развитие, совершенствование, вместе с участием в подобных конкурсах, обязательно приведет их к желаемому результату. Разумеется, как в любом другом, в этом конкурсе есть победители, есть немного проигравшие, но считаю, что здесь уместен лозунг «Есть победители, но нет побежденных», поскольку участие в таких музыкальных турнирах необходимое для музыканта как опыт и база для формирования очень многих составляющих артиста, музыканта. В этом смысле конкурс целиком выполняет свою задачу – собрать как можно больше ребят, преподавателей, дать им возможность показать свой уровень, посмотреть на других и обогатиться новыми замыслами, планами, задачами, участвовать в мастер-классах, а это всегда важный опыт, развивающий, вдохновляющий и преподавателей, и их воспитанников.

– Впереди у наших юных музыкантов еще очень много выступлений, в том числе конкурсных. Как научиться справляться с волнением, чтобы оно не мешало творческому процессу, в частности выступлению?

– На этот вопрос почти невозможно дать правильный ответ, ведь все дети разные, подходить надо индивидуально, но я все же попробую. На самом деле волнуются все: и крупные мастера, и артисты мировых сцен – все они так или иначе волнуются. У детей это происходит совершенно по-разному, но чем больше артист, даже совсем маленький, погружен в музыку, в свое дело, в профессиональную среду, чем больше он занят непосредственно своим творчеством, тем скорее волнение уйдет.

У меня всегда пожелание к ребятам: не думать о том, что это конкурс. Ни в коем случае – это не спортивное соревнование! И так как молодые музыканты посвятили себя самому лучшему – классической музыке (во всяком случае, мне так кажется) они уже в каком-то смысле победили. Они занимаются самым прекрасным, что есть в нашей жизни. И что еще важнее – несут это прекрасное людям.

– Максим Викторович, наш конкурс проводится для юных скрипачей, и очень хочется, чтобы Вы рассказали немного о своем становлении в музыке. Ваш отец – народный артист России, главный дирижёр Мариинского театра в Санкт-Петербурге Виктор Андреевич Федотов – это первый и важнейший пример. Когда и как стало понятно, что музыка будет в Вашей жизни самым главным?

– А дело в том, что я себя без музыки не помню – рос в такой обстановке и был уверен, что почти весь мир играет на скрипке. Других вариантов не было – вырос в Мариинском театре, рядом с домом была хореографическая академия. С детства в театре, в филармонии видел множество спектаклей, чаще балеты, потому что очень красивое действие разворачивается на сцене. Но даже с бо́льшим интересом смотрел не на сцену, а в оркестровую яму, на скрипачей, других музыкантов – все это очень привлекало. Но мальчишки от природы мечтают о чем-то техническом: космос, ракеты, транспорт и т.д. Я мечтал стать гонщиком, водить машину. Как-то раз мы с мамой после очередного спектакля ждали отца на улице. Стали выходить музыканты, скрипачи, и я с удивлением обнаружил, что многие садятся в свои машины, за руль. Отец объяснил, что музыку и вождение можно совмещать, только начинать надо обязательно с музыки.

На самом деле, папа не хотел, чтобы я был именно скрипачом. Он представлял этот сложный, тернистый путь. Но я потребовал купить мне скрипку. Это случилось перед одной из зарубежных поездок. Отец надеялся, что через полтора месяца он приедет, а я уже охладею к инструменту и брошу скрипку. Но не тут-то было (смеется), я до сих пор ее не планирую бросать.

– Вы часто говорите, что в музыке очень многое определяет степень таланта. Исполнитель должен что-то важное нести зрителю, вкладывать даже в широко известные произведения что-то свое, тогда слушатель придет на его концерты снова и снова. Как воспитывать детей, чтобы в них формировался этот талант?

– Очень многое зависит от среды, в которой ребенок растет и формируется. Качество этой среды является определяющим. Часто психологи, специалисты детской педагогики, деятели культуры говорят, что для детей надо делать все по-настоящему, как для взрослых, только еще лучше. Взрослый еще как-то может воспринять сложную и не очень красивую иногда музыку, ребенку это не под силу. Детям нужно слышать самые лучшие, самые прекрасные образцы и в лучшем исполнении. Здесь все просто: ребенок не может полюбить то, чего он не видел или не слышал, потому основное идет от родителей, от их желания воспитывать любовь к прекрасному.

 

 

Беседовать с таким человеком, как Максим Федотов, можно очень долго, если бы не плотный график конкурсных прослушиваний и еще более плотный ритм его творческой жизни. Но даже четыре дня напряженной работы жюри в таком жестком графике (с восьми утра до глубокого вечера), не могут помешать его творческой вовлеченности, заинтересованности в развитии искусства, в воспитании молодого поколения. Непревзойденный авторитет и настоящий мэтр музыкального искусства, Максим Федотов – единственный российский музыкант, которому посчастливилось играть на обеих скрипках Никколо Паганини работы Гварнери дель Джезу и Жана Батиста Вийома. Максим Викторович носит титул «Русского Паганини», присвоенный ему европейской прессой, гастролирует по всему миру, очень много и с невероятной увлеченностью работает, как дирижер.

 

 

Многие журналисты и не только отмечают, что аналогии между Максимом Федотовым и Никколо Паганини способствует и некоторое внешнее сходство, магический артистизм скрипачей и их блестящее, виртуозное исполнение сложнейших произведений.

– Невольно соревнуешься не только с великим мэтром, но с идеей исполнить музыку заоблачной сложности… В этом есть театр, это великий романтический дух, это доблестный дух скрипача, инструменталиста. Это то, что присуще Паганини, – говорит Федотов.

Элемент соревнования чаще ассоциируется у нас со спортом. Музыка от спорта далека, но исполнительство, как искусство невероятно сложное, трудоемкое – это всегда движение вперед, к перспективе, к победе, и в первую очередь над самим собой. Соединяя великих композиторов-классиков с музыкантами и слушателями-современниками, это искусство движет вперед настоящее, наводя мосты между прошлым и будущим, объединяя людей самых разных профессий, статусов, национальностей и возрастов.

 

2021 г. - А.В.Скуднов и М.В. Федотов в один из конкурсных дней 2021 г. - члены жюри конкурса на сцене НМК им. М.И. Глинки

 

На память об этой встрече и плодотворном сотрудничестве в Новомосковском музыкальном колледже останутся не только фотографии Максима Федотова, его замечательные слова, адресованные как взрослым, так и молодым музыкантам, но и его впечатления, которые маэстро оставил в «Книге почетных гостей».

 

2021 г. - страница из Книги почетных гостей колледжа

 

Дорогие друзья – замечательный творческий коллектив Новомосковского музыкального колледжа им. М.И. Глинки!

Уже второй раз в прекрасной человеческой, профессиональной и творческой атмосфере! Особая благодарность Александру Валентиновичу Скуднову за огромную деятельность во имя отечественной музыкальной жизни. Замечательный конкурс им. Г.С. Турчаниновой, радуюсь появлению молодых скрипачей под руководством Марины Витальевны Митраковой.

Здесь любят музыку и скрипку!

М.Федотов

 


Интервью записала
библиотекарь НМК имени М.И. Глинки
В.Н.Супрун