03.03.2022 12:32 | |||
Волшебство и «шелк ручной работы»
Снова в Новомосковском музыкальном колледже им. М. И. Глинки состоялись встречи с российской пианисткой Наталией Бражниковой. Открытый семинар-практикум, прошедший 24 и 25 февраля, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных посвятила совершенствованию концертмейстерского мастерства.
Стоит отметить, что в Новомосковске Наталия Ивановна уже бывала и раньше. В 2019 г. в течение нескольких дней она работала в составе жюри проходившего в нашем колледже VII Международного молодежного конкурса камерных ансамблей и фортепианных дуэтов имени Гнесиных.
Наталия Бражникова – талантливая российская пианистка, Лауреат всероссийских и международных конкурсов, музыкант мирового уровня. Не смотря на свой концертный график она старается максимально распространять накопленный опыт среди коллег, передавать его молодому поколению. Преподавать Наталия Ивановна начала с 1994 г., а с 2005 приступила к работе в Российской академии музыки имени Гнесиных. На кафедре камерного ансамбля и квартета она ведёт ряд дисциплин: «Фортепианный ансамбль», «Камерный ансамбль», «Клавир в ансамблевых сочинениях XVIII века». Выпускники Наталии Ивановны успешно работают по специальности в России, США, Франции, Германии, продолжают послевузовское образование, выступают в профессиональных ансамблевых составах, а её студенты регулярно становятся лауреатами российских и международных конкурсов. Наряду с активной педагогической деятельностью Наталия Бражникова ведёт серьёзную научно-методическую работу, выступает с докладами на различных сессиях и научных конгрессах, как в Москве, так и за её пределами, является автором многих методических разработок и научных трудов.
Артистов такого уровня исполнительского мастерства, какой являет собой Наталия Бражникова, ждут не только в концертных залах Москвы, Саратова, Петропавловска-Камчатского, Ханты-Мансийска, Твери, Волгограда и других городов России. Им рукоплещет восторженная публика Австрии, Великобритании, Германии, Китая, Литвы, Норвегии, Словакии, Финляндии, Франции, Швеции. Такова география выступлений выдающейся пианистки, блистательного концертмейстера, и тем более ценно, приятно, что с музыкантами нашего города, региона Наталия Ивановна продолжает тесное взаимодействие.
В этот приезд Наталия Ивановна по традиции выступила в роли преподавателя, наставника, можно сказать, подвижника в развитии музыкальной культуры. В целом же для коллектива Новомосковского музыкального колледжа им. М.И. Глинки она давно является добрым другом и соратником, а в эмоциональном плане – источником творческой поддержки и вдохновения.
Многие новомосковцы помнят невероятную встречу с музыкой, когда вместе с Молодежным симфоническим оркестром под руководством Заслуженного работника культуры РФ Александра Скуднова и пианистом, преподавателем колледжа Антоном Захаровым Наталия Бражникова сыграла концерты Моцарта и Баха для двух роялей с оркестром. Неподдельные эмоции, горячий отклик, благодарность зрителей и море цветов стали свидетельством блистательного исполнения произведений: великолепно слаженного, гармоничного, впечатляюще эффектного и яркого. Незадолго до этого, в октябре, Наталия Ивановна провела в колледже мастер-классы на тему «Искусство камерного ансамбля».
Теперь очередная встреча – семинар-практикум по концертмейстерскому мастерству. Он прошел в формате открытых прослушиваний и мастер-классов. Своими секретами профессор РАМ им. Гнесиных поделилась с коллегами-концертмейстерами, преподавателями, в том числе из других городов, с пианистами-студентами. Разумеется, очень много это общение дает и солистам, ведь в конечном счете такая работа направлена на совершенствование ансамбля в целом.
Человек открытый, искренний, горящий и живущий творчеством, личность абсолютно незаурядная, Наталия Ивановна даже внешне и энергетически несет людям этот свой настрой. Ее приятная, теплая улыбка, лучистый взгляд, эмоциональные и вдохновляющие реплики, выразительные жесты неизменно вызывают внимание, такое же искреннее и естественное.
Работу с музыкантами и аудиторией она предварила словами о том, что на исполнение всегда влияет масса факторов, включая личное восприятие и прочтение музыкального материала концертмейстером, его эмоциональность, темперамент, уровень подготовки, а также ассоциативную память и образы, которые вызывает в нем в том числе исполнение солиста. Потому концертмейстеру в каждый конкретный момент важно четко понимать, что он может и должен делать и что, наоборот, не должен. В целом же, эти две творческие единицы в ансамбле равноценны и дополняют, украшают друг друга, работают на общую задачу: нести музыку, радовать, вдохновлять слушателей своим исполнением.
Сама Наталия Ивановна очень тонкий, внимательный слушатель. За каждым исполнением она наблюдает с каким-то затаенным придыханием, а после него в первую очередь оценивает и четко отмечает сильные, положительные стороны ансамбля, а затем приступает к работе, предлагая свои поправки и предложения. И сразу оговаривается, что это не истина в высшей инстанции, а лишь ее взгляд, ее трактовка прочтения данного произведения. У каждого она может быть своей, а мастер предлагает лишь один из возможных вариантов.
В работе над «Серенадой» Ф. Шуберта в исполнении тенора Андря Киселева и концертмейстера Ольги Капишниковой из Кимовской школы искусств было уделено внимание особой атмосфере звучания. Жанр серенады, которая поется коленопреклоненно, вечером под балконом возлюбленной, предполагает аналогию с гитарным аккомпанементом, а в каких-то местах и вовсе передает лишь легкое касание к струнам. Это весьма сложно для пианистов, но позволяет роялю зазвучать в тон настроению – как мечта, как греза. И вместе с тем не нужно всегда держат публику в этом ощущении таинства, волшебства. Где-то стоит быть подвластным и созвучным голосу вокалиста, его словам и даже особенностям языка, а также смене музыкального лада и настроения. Один из советов – слушать нефортепианные версии различных произведений. Это сильно обогащает, расширяет восприятие музыканта, делает его тоньше, а звучание инструмента фактурнее и ярче. Особая тема – тандем игрового и педального аппарата. Когда здесь все точно выверено, тогда, по словам Наталии Бражниковой, получается «шелк ручной работы» –тонкие, невесомые нити, из которых можно плести необходимый эффект образов и картин.
Если в игровом и педальном аппарате все точно выверено и соотнесено, тогда мы получаем тот самый «шелк ручной работы» – совершенно тонкие, невесомые нити, из которых можно плести необходимый эффект музыкальных образов и картин.
А в серенаде из немало: лунный свет, непередаваемый трепет, слова о любви и даже те глубоко личные, что не могут быть пропеты вслух. Тогда дорисовать и донести их до слушателя – задача концертмейстера. В других дуэтах также возникали различные моменты по работе с педалью, в частности и по технической стороне. Понимая стремление женщин к красоте, опытная пианистка все же посоветовала молодым коллегам избегать высоких каблуков, которые заметно снижают чувствительность и подвижность ноги. Особенно это касается легкой, быстрой педали, которая берется на доли секунды.
Много позитивных, эффектных сторон Наталия Ивановна подчеркнула, прослушав III часть концерта для домры с оркестром Г. Шендерева. Ее на мастер-классе ярко и темпераментно исполнили студент 4 курса Николай Лапухин, класс преподавателя Светланы Николаевны Антиповой, и концертмейстер, преподаватель колледжа Ольга Владимировна Барышева. И все же профессор дала советы, которые помогут еще более раскрасить содержание произведения. В частности, некоторые моменты по соотношению басовой партии в левой руке, которая дает линию более плотной тени и гармонии, и партии правой, которая задает основной характер и настроение. Одна из общих рекомендаций – исполняя произведения на концерте приоткрывать крышку рояля. Это позволяет обогатить звучание, освободить и направить в зал обертоны, украшая этим звуковую палитру, радуя и еще больше увлекая слушателя. Нередко преподаватели страшатся открытой крышки, даже просят концертмейстера играть тише, боясь, что солиста не будет слышно. Но по своему опыту Наталия Ивановна рекомендует быть смелее, поскольку не раз наблюдала преображающую роль таких решений. Собственно, одна из задач концертмейстера – уже начиная со вступления давать солисту музыкальную опору и эмоциональную уверенность, подкреплять этим его психологическую и техническую стабильность.
В первый день на семинаре-практикуме отточить свои навыки, получить много ценных профессиональных советов смогли концертмейстеры колледжа Мария Анатольевна Замахаева, Татьяна Петровна Якименкова и студентки 4 курса Софья Андрианова, Виктория Сорокан, Анна Данцева. В качестве солистов с ними исполняли произведения преподаватели Владислав Валерьевич Трушаков, Ангелина Олеговна Огольцова, Александр Владиславович Гришин, Ольга Евгеньевна Вуколова и студенты колледжа Эвелина Гомонова, Дмитрий Сотников.
Не менее продуктивным, насыщенным оказался и второй день работы семинара. От Новомосковского музыкального колледжа участие в мастер-классах приняли концертмейстеры: Алла Владимировна Мокроусова, Анастасия Викторовна Тимашова, а также студенты, начиная с первокурсников: Тимур Баев, Елена Лягушина, Анастасия Лифанова; и солисты: Оксана Витальевна Негода, Жанна Юрьевна Лазарева, учащаяся музыкальной школы Екатерина Спицына. Среди музыкантов из других городов кроме Кимовска, с профессором удалось поработать также ансамблям из «ДШИ № 6» г. Тулы – Нуне Саркисовна Маркарян, Екатерина Передриенко и Детской школы искусств г. Узловая – Мария Андреевна Дюкова, Алексей Гришенин.
Два дня интенсивного практикума позволили участникам погрузиться в активную и вместе с тем очень тонкую работу над ансамблевым исполнительством. Иногда мысли наставницы, ее корректировки и рекомендации рождались из настроения самого произведения, но нередко она передавала музыкантам вполне конкретные, четкие установки. Например, как закон нужно усвоить, что на крещендо пианист не должен выходить раньше солиста, и наоборот, уходить в диминуэндо ему нужно первому, как бы гася огонь и готовя к этому партнера. В целом же, Наталия Ивановна предлагает исполнителям в музыке больше исходить из событийности нашей жизни, из природы и мира ощущений: речь, диалоги и просьбы, биение сердца и трепет волнений или наоборот, разудалые народные гуляния и танцы, шум леса и морские волны, многое-многое другое. Благодаря своему широчайшему кругозору, своей невероятной эмоциональной, событийной наполненности, творческой мобильности, Наталия Бражникова – по-настоящему интересный собеседник и рассказчик. Посетив множество стран и городов, она передает свои ощущения от мест, связанных с великими музыкантами, композиторами, может многое рассказать о культуре, лучших концертных залах России и мира. Занятия с ней таковы, какая и она сама: это темпераментный обмен энергией и эмоциями, сильный творческий стимул, для кого-то возможность получить импульс к дальнейшей работе. Этому способствует яркая образность примеров, смелость трактовок, широта приводимых сравнений и эпитетов. Ее объяснения изобилуют примерами отовсюду: синхронность в спорте и танце, неизведанные тайны, как зарождение Вселенной, словом, все что угодно. Стаккато в некоторых моментах пианистка образно называет «обжигающий штрих» или «кровь из пальца» и предлагает представить, что, если бы ее брали медленно и больно.
Стаккато за счет своей цепкости и остроты в технике дает музыке особый характер, диктует настроение. Это такой, знаете, «обжигающий штрих» или как будто берут кровь из пальца. Если бы медсестра это делала размеренно, не торопясь, представьте, насколько это было бы больно и мучительно.
Наверняка, каждый из участников мастер-класса понял и открыл для себя очень многое. Эмоционально живая, пластичная, Наталия Ивановна нередко может пропеть мелодические линии, чтобы лучше донести их до музыканта. Тонко и деликатно она старается передать ощущения даже на физическом уровне, пробует воздействовать на разные каналы восприятия. Соприкосновение пальцев с клавиатурой иногда показывает пианисту тактильно, прикосновениями к его руке. Чтобы помочь снять зажимы в плечевой зоне может и вовсе чуть встряхнуть музыканта. К некоторым двигательным приемам преподаватель прибегает и в работе с солистами. Занятия с ней, в самом деле, могут эмоционально раскрыть, приподнять исполнителя, вывести на новую творческую волну, открыть этим и новые технические качества.
Все это новомосковские коллеги Наталии Ивановны Бражниковой, несомненно, ценят и очень надеются на продолжение уже сложившегося сотрудничества в педагогической и концертной деятельности, в человеческом и творческом взаимодействии. Такие надежды абсолютно взаимны, что видно по всему, включая запись, которую пианистка оставила в «Книге почетных гостей» колледжа.
От всего сердца благодарю уважаемых коллег за творческое великолепие атмосферы колледжа, уникальный профессионализм, царящий повсюду, и за возможность содружества на конкурсах, концертах и экзаменах!
|
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже
Поздравляем!
Последние события
21.11.2024
Вступление раздела симфонического оркестра
Скачать электронную версию книги об истории и концертной деятельности Новомосковского симфонического... Подробнее...
21.11.2024
Первенство колледжа по пионерболу 2024
Первенство НМК имени М.И. Глинки по пионерболу среди студентов 1-4 курсов приуроченное к Международному... Подробнее...
21.11.2024
Победители дистанционного конкурса «Музыка-душа моя»
Поздравляем с успешным выступлением на Десятой Международной олимпиаде по слушанию музыки и музыкальной... Подробнее...
21.11.2024
Семинар-практикум "Традиционные народные инструменты как часть культуры и быта русских"
На гуслях, балалайках и даже на кугиклах В Новомосковском музыкальном колледже им. М.И. Глинки... Подробнее...
19.11.2024
Музыкальные таланты России на Тульской земле
Поздравляем с победой на Всероссийском юношеском многожанровом конкурсе «Музыкальные таланты России... Подробнее...Счетчик посещений
Сегодня | 901 | |
Вчера | 3713 | |
Всего | 11399480 |