Александр Скуднов: «Нет ничего больше музыки»
Это потом ему и его ученикам будут рукоплескать Валенсия и Вена, Казань и Санкт-Петербург. А сейчас он стоит перед невзрачным одноэтажным бараком, в котором волею судеб разместилась музыкальная школа, в которой ему предстоит начать свой педагогический путь. Ученики его в основном - дети шахтёров и железнодорожников, потому что школа находится в поселке Грицовском, больше тут работать негде. И в Гнесинку не метят. Казалось бы, ну вот он потолок - скромная должность преподавателя музыки в рабочем посёлке, выше не прыгнуть. И ведь не прыгнул. Взошёл уверенной походкой и в свои 58 идёт дальше, всё так же уверенно. Только что начался 25-й год его директорства в Новомосковском музыкальном колледже им. Михаила Глинки. Чем не повод поговорить с Александром Скудновым, Заслуженным работником культуры Российской Федерации, обладателем медали ордена «За заслуги перед отечеством» II степени. Тем более что собеседник он интересный.
- Александр Валентинович, начну с вопроса, может быть, неожиданного. В своё время вы небезуспешно баллотировались в органы законодательной власти. Зачем вам, музыканту, это было нужно? - Мои депутатские амбиции никак не были связаны с намерением сделать политическую карьеру. Просто в перестроечные времена отовсюду неслось: мол, ну всё, свобода, все равны, иди во власть, меняй жизнь страны или хотя бы своего города, посёлка к лучшему. А на самом деле районное начальство тогда определилось кулуарно, кто будет депутатом областного Совета. Очень, знаете ли, уважаемый, без всякой иронии говорю, достойный человек. Мне не он не нравился. Не нравилось то, что на словах демократия, а на деле - всё по-прежнему. Как говорилось тогда: «есть мнение». Которое озвучили на «тайной вечере». А я взял и выставил свою кандидатуру. В Грицовском меня все знали, уважали. Потому что ездил со своими земляками в одном переполненном автобусе, стоял в одних очередях, учил их детей. В итоге победил на выборах с очень большим отрывом и стал депутатом последнего созыва областного Совета народных депутатов. Хотя палок в колёса было предостаточно. Затем был избран в Тульскую областную думу II созыва. Да и сегодня не стою в стороне от политической жизни, являюсь депутатом городского собрания Новомосковска. Депутатство помогло мне «пробить» кое-какие преференции. Особенно актуально это было в сложные 90-е - для учреждений, которыми руководил тогда, руковожу и сейчас: Грицовской музыкальной школой и Новомосковским колледжем. Который, кстати, в годы моего директорства стал колледжем имени Глинки. - Тогда о музыке. Ваши родители - музыканты? - Мои родители - рабочие. А музыку я люблю, сколько себя помню. Они и не препятствовали. Отдали в музыкальную школу, где я учился по классу баяна у замечательного преподавателя Валерия Васильевича Гоменюка. Позже у него же учился уже в училище. Горжусь своим учителем и очень благодарен ему. В 73-м в училище поступил, в 77-м окончил и поехал в Грицовский посёлок, выбрав из трёх предложенных по распределению вариантов лучший, потому что и диплом среди выпускников-баянистов был у меня лучший. Два года преподавал, а потом призвали в армию. - Вероятно, в музыкальную роту? - Да если бы! Служил в войсках связи в Харькове, баян видел только по праздникам, когда приглашали поиграть в Доме офицеров. Но при части был духовой оркестр, которым мне на втором году службы и пришлось руководить. Заодно освоил тубу, на которой в оркестре играть было некому. Так что быть два года совсем от музыки оторванным, слава богу, не пришлось. - Получается, после армии вы вернулись в Грицовский? - А почему нет? Люди меня там знали, уважали, работа нравилась. И мои ученики, когда вернулся, прибежали ко мне, радостные. Как было их бросить? И я, соответственно, работать старался с душой. Не хвалясь сказку: когда меня назначили директором школы, в ней было около 70 учеников и 7 преподавателей. За 10 лет моего директорства количество преподавателей удвоилось, а учеников сейчас - под две сотни. - Одновременно вы продолжали образование? - Да, в Казанской государственной консерватории им. Назима Жиганова. Туда поступил ещё до службы. Восстановился. И скажу откровенно: это учебное заведение, наверное, меня и сделало тем, кто я сейчас есть.
- Вот стали вы директором музыкального колледжа, ныне столь успешного, известного далеко за пределами России. Что, сразу всё пошло гладко? - Почему-то у некоторых считается, что художник, вообще творческий человек должен быть голодным. А значит, заодно и неопрятным, и живущим в какой-нибудь неухоженной хибаре. Мол, тогда лишь на него снизойдёт подлинное вдохновение. Осмелюсь утверждать: это не так. И мне, когда я стал директором колледжа, с головой в музыку и педагогику окунуться с ходу не удалось. Нашим нынешним студентам неведомо, а преподаватели помнят, какие тут у нас были условия. Туалеты, извините. не работали, потому что не было воды с полудня до вечера. Фасад выглядел настолько обшарпанным, что трудно было поверить в то, что в этом здании находится храм музыки, а не общежитие для условно освобождённых. Памятник Глинке так оброс кустарником, что его почти и не видно было. В общем, по части хозяйственной куда ни кинь - всюду клин. Можно в таких условиях парню или девушке, пришедшим учиться прекрасному, сосредоточиться на занятиях? Но наш коллектив решил, что именно у нас будет проводиться Всероссийский конкурс камерных ансамблей. Ну как, скажите, было сюда высоких гостей пускать? Чтобы на всю страну опозориться? Я договорился с директором одного из местных заводов - и нам в туалетах смонтировали резервуары-накопители воды. Кусты вырубили. Фасад обновили. Поскольку глава администрации того времени Станислав Шеденков при всем желании не мог помочь нам деньгами, то я предложил ему своего рода «бартер». Поднял весь коллектив колледжа, и мы расчистили располагавшуюся по соседству с колледжем, заметьте - в самом центре города, берёзовую рощу. И от мусора, и от непроходимого подлеска. Пейзаж преобразился, и нам помогли с ремонтом фасада и с приобретением мебели для общежития. Мы и сейчас не перестаём работать. Благоустраиваем территорию, обновляем мебель и т.д. В концертном зале поменяли окна, кресла. Возводим новое ограждение вокруг колледжа. Теперь у нас красивое благоустроенное здание - настоящее украшение одной из центральных улиц - Берёзовой. В наших стенах не первый год проходит Международный конкурс камерных ансамблей имени Гнесиных, Всероссийский конкурс скрипачей имени заслуженного деятеля искусств Галины Турчаниновой, Всероссийский конкурс духовиков «У звенящих истоков Дона», своё мастерство демонстрируют домристы на конкурсе «Три заветные струны». И мы с гордостью принимаем гостей-музыкантов не только из множества российских регионов, но и из Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Армении и даже из стран дальнего зарубежья - Испании, США. Ежегодно ряды студентов колледжа пополняются новыми молодыми талантливыми музыкантами, избравшими для себя этот благородный путь.
- Вас послушать, так ничем другим, кроме расчистки территории и ремонта фасада, не занимаетесь. Как тогда объяснить успех на международном уровне возглавляемого вами оркестра? А многие ваши ученики то и дело становятся лауреатами всевозможных конкурсов. - Когда я был студентом училища, оркестр уже существовал. Руководил им Валентин Васильевич Веселов, преподаватель и основатель струнного отдела. Но затем коллектив самоликвидировался. Я когда директором стал, сразу подумал, что несправедливо это, что у нашего колледжа, и вообще в Новомосковске, нет своего симфонического оркестра. Поставил этот вопрос перед коллективом. Не скрою, энтузиазма поначалу это не вызвало почти ни у кого. Аргументация у скептиков была такова: играть никто толком из студентов не умеет, все ленивые, всем некогда. Было это в марте 93-го. И тогда я сказал, что оркестр будет! Как это, говорить о своих воспитанниках, что они играть не умеют? А мы тогда здесь для чего? И 1 сентября 1993 года оркестр был собран. Активно тогда поддержали начинание Лариса Коноплёва, Марина Митракова, Евгений Дульнев, Татьяна Ашари, Вячеслав Лавренов. Ну и другие, конечно. Начинали, можно сказать, «на коленке»: не было стульев, ноты клали на пол, пультов тоже не было. Но первый концерт состоялся уже в декабре того же года. Прозвучали Россини, Чайковский. Валентин Васильевич Веселов плакал от радости... С уверенностью скажу, что новое дыхание звучанию нашего оркестра придало моё обучение в аспирантуре Казанской государственной консерватории у большого мастера, музыканта международного уровня, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, дирижёра Большого театра, кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени Фуата Мансурова.
Остаётся добавить несколько штрихов к беседе с Александром Скудновым. За несколько лет от провинциального полупрофессионального коллектива Новомосковский симфонический оркестр под его управлением стал ярким и известным оркестром и побывал с концертами в Греции, Италии, Испании, Вене, Берлине, Праге. На конкурсе в Валенсии сверх всяких правил нашим музыкантам позволено было выходить на бис, потому что зал просто не отпускал артистов. А ведь накануне выступления выяснилось, что соперником в конкурсной программе будут хозяева, которых в оркестре - человек 70 против наших 30-ти. Коллектив приуныл. И тогда Скуднов выступил в качестве политрука, произнеся сакраментальную для всякого россиянина фразу: «Отступать некуда - за нами Москва». И ведь выиграли у испанцев! «Добил» публику исполненный в финале Марш Радецкого - такой наш дирижёр применил тактический ход. Три раза! Необычайно «заводное» произведение. Но были и другие концерты. Например, в Алексине, куда ехали в замороженном автобусе. Темно, холодно, да ещё и с пути сбились. Думали, доедут до местного ДК, а там и нет никого. Кто ждать будет полтора часа, тем более что и в здании немногим теплее, нежели на улице. Но нет, сидит народ, ждёт. В пальто и шубах: но сидит! А музыканты вышли в концертных костюмах и платьях. Отыграли на ура. Публика отблагодарила бурными овациями - они были музыкантам Скуднова и ему самому не менее дороги, чем аплодисменты европейских гурманов классической музыки. Кстати, в ближайшее время Александр Скуднов со своим оркестром собирается осуществить свою давнюю идею - поехать на этот раз не в блистающие огнями мировые столицы, а совершить просветительское турне по городам Тульской области, не без оснований полагая, что и на малой родине будут рады их вечному искусству.
Сергей Козырев Фото из архива Александра Скуднова Аргументы и факты 5 февраля 2017г. |
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже
Поздравляем!
Последние события
21.11.2024
Вступление раздела симфонического оркестра
Скачать электронную версию книги об истории и концертной деятельности Новомосковского симфонического... Подробнее...
21.11.2024
Первенство колледжа по пионерболу 2024
Первенство НМК имени М.И. Глинки по пионерболу среди студентов 1-4 курсов приуроченное к Международному... Подробнее...
21.11.2024
Победители дистанционного конкурса «Музыка-душа моя»
Поздравляем с успешным выступлением на Десятой Международной олимпиаде по слушанию музыки и музыкальной... Подробнее...
21.11.2024
Семинар-практикум "Традиционные народные инструменты как часть культуры и быта русских"
На гуслях, балалайках и даже на кугиклах В Новомосковском музыкальном колледже им. М.И. Глинки... Подробнее...
19.11.2024
Музыкальные таланты России на Тульской земле
Поздравляем с победой на Всероссийском юношеском многожанровом конкурсе «Музыкальные таланты России... Подробнее...Счетчик посещений
Сегодня | 2620 | |
Вчера | 2784 | |
Всего | 11397486 |