С любовью к музыке и детям
Уже во время исполнения первого номера юбилейного концерта, посвященного 25-летию музыкальной школы Новомосковского музыкального колледжа имени М.И. Глинки, стало понятно - концерт будет ярким, разнообразным, жизнеутверждающим. Одним словом, по-настоящему праздничным.
Гимн музыкальной школе
Юные участники сводного хора школы, исполнив песню, точнее гимн своему учеб-ному заведению, задали такой настрой всем следом выступавшим, что тем оставалось стараться изо всех сил, чтобы выступить так же зажигательно.
Всего номеров было четырнадцать, и все заканчивались щедрыми аплодисментами, а некоторые и овацией. Что и неудивительно, поскольку класс преподавания в школе, как и в колледже, чрезвычайно высок. Что подтверждается сотнями всевозможных наград, от грамот и дипломов до гран-при, завоеванных школьниками и студентами на - многих конкурсах и фестивалях, и не только в нашей стране.
Нет смысла в попытках передать на газетной странице общий дух юбилейного концерта, как и мастерство исполнителей, не придумали еще такой технологии. Однако все те, кому посчастливилось на концерте побывать, подтвердят единогласно, что концерт показал - смотрите, насколько силен преподавательский состав и насколько все самозабвенно относятся к выбранному занятию, которое для многих, вплоть до малышей, станет делом всей жизни. Можно сказать, что не только первый номер, но и концерт в целом стал гимном музыкальной школе Новомосковского музыкального колледжа.
Концерт концертом, а в этой публикации хотелось бы ответить на несколько вопросов, и первым из них будет вот какой. А зачем, собственно, нужно было четверть уа назад, не в самые для России благополучные времена, создавать при колледже свою школу, ведь вот она, рядышком стоит - Новомосковская музыкальная школа № 1, весьма достойное учебное заведение с крепким преподавательским составом. Да и выпускники ее становятся студентами колледжа им. М.И. Глинки ежегодно, а иные впоследствии большими музыкантами.
Сродни ювелирному мастерству
На этот вопрос дал исчерпывающий ответ Александр Скуднов, директор колледжа, заслуженный работник культуры Российской Федерации: «Идея создания в колледже музыкальной школы появилась в очень трудные для России 90-е годы. Тогда по всей стране существенно снизилось число поступающих в музыкальные училища. Такая отрицательная тенденция объяснялась не только падением уровня жизни миллионов россиян, но и изменением общих установок в обычных музыкальных школах. С профессиональной ориентации юных музыкантов акцент сместился на общее музыкальное образование и просто эстетическое воспитание. Другими словами, в таких условиях стало бы трудно полностью раскрыть музыкальный талант воспитанника, будь он хоть гением. Поэтому мы и решили открыть свою музыкальную школу».
Итак, проявив инициативу, которую далеко не все чиновники от образования приняли с восторгом, Александр Скудное открыл музыкальную школу в колледже. И что это дало? Скуднов, исходя из богатейшего преподавательского опыта, убежден, что первостепенная задача наставника - каждому дать возможность состояться в профессии. Будь то поцелованный Богом ученик либо просто одаренный музыкальным слухом ребенок, проявляющий к музыке не сиюминутный интерес. «Преподавание в сфере искусства и культуры, в том числе обучение игре на музыкальном инструменте, на мой взгляд, можно сравнить с приобретением ювелирного мастерства».
Первопроходцы
В те далекие уже времена никому почти и в голову не приходило создавать при музучилищах еще и школы. Наша была одной из первых в стране. Трудность состояла в том, что первый набор исчислялся всего двумя десятками учеников. И так продолжалось несколько лет. Но к первому выпуску детей стало очень много, что и подтверждает правильность рискованного решения Александра Валентиновича. К слову, на сегодняшний день в школе музыкального колледжа им. М.И. Глинки обучаются более ста детей, и ежегодно самые преданные музыке ребята пополняют ряды студентов колледжа. Так, за прошедшие 25 лет из 170 выпускников свыше 100 избрали профессию музыканта.
Не будь у Скуднова единомышленников, вряд ли добился бы он такого впечатляющего успеха. Но они у него были и есть. Например, Марина Витальевна Митракова, ведущий преподаватель по классу скрипки приняла самое активное, можно сказать, беззаветное участие в реализации замысла. Как в творческом, так и в организационном плане. Что продолжает делать и сегодня. Ведь есть у обучения начало, нет у обучения конца, если слегка перефразировать строчку из песни. Во всяком случае, для музыканта.
Марина Митракова:
«Наша профессия не только творческая, она удивительная! Дети, как бы ни была сложна и ответственна работа сними, всегда дают мощную эмоциональную и энергетическую подпитку. От своих учеников получаем мы импульс к новому движению, к новым целям и достижениям. И еще. Разве может быть что-то лучшее, чем любимая работа, связанная одновременно с детьми и искусством, в нашем случае с музыкой. И, конечно, отдача. Вы видели светящиеся лица детей, выступивших на концерте по случаю юбилея. Нарочно такое счастье, такую гордость за свои успехи изобразить невозможно. Мою радость, и от кропотливой, временами трудной работы и от такого вот яркого результата разделяют все наши преподаватели».
Людмила Данилова, председатель предметно-цикловой комиссии «Духовые инструменты»: «Несмотря на долгие годы работы, я не перестаю одновременно и удивляться, и радоваться тому, как взаимодействуют между собой наши воспитанники. В их творческом общении нет строгих рамок ни по возрасту, ни по специальности. Объединяет общая любовь к музыке».
Ангелина Огольцова, в прошлом выпускница этой школы и колледжа, выпускница Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, ныне преподаватель по классу скрипки: «Мне прочили будущее в концертной деятельности, успела после консерватории поработать в оркестре Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. Но я вернулась в Новомосковск, преподаю. Это моя судьба, с ней буду теперь по жизни всегда».
Артем Бубнов, преподаватель по классу кларнета и саксофона: «В одиннадцать лет поступил в музыкальную школу, стал учиться игре на кларнете. Мой первый и любимый преподаватель - Людмила Геннадьевна Данилова. Именно она вложила в меня силы, разбудила творческую энергию».
Элина Шумахер, выпускница школы, ныне студентка второго курса колледжа: «Музыкальная школа дала мне ту базу, без которой невозможно пойти в профессию, стать настоящим исполнителем, артистом».
Остается добавить, что праздничное настроение, царившее на концерте при до отказа заполненном зале, разделили глава муниципального образования Анатолий Пророков и заместитель председателя Тульской областной думы Александр Рем. О чем и высказались в своих поздравительных выступлениях, дав высокую оценку творческой деятельности как музыкальной школы, так и Новомосковского музыкального колледжа имени Глинки.
Андрей ЛИФКЕ Новомосковская правда 12 мая 2022 |
Александру Скуднову дали «Почетного»
Городские депутаты присвоили звание «Почетный гражданин города Новомосковска» директору Новомосковского музыкального колледжа Александру Скуднову. Планируется, что процедура награждения состоится уже в ближайшее время.
Скуднов Александр Валентинович
Родился 29 июня 1958 года, в семье рабочих.
В 1977 году окончил Новомосковское музыкальное училище по классу баяна. После окончания училища работал преподавателем, а затем 10 лет директором ДМШ пос. Грицовский.
В 1987 году окончил Казанскую Государственную консерваторию им. Н. Жиганова по классу баяна.
В 1990 году был избран депутатом Тульского областного Совета народных депутатов.
В 1992 году назначен директором Новомосковского музыкального училища.
С сентября 1993 года возглавил возрожденный им симфонический оркестр Новомосковского музыкального училища, получивший в 1995 году статус Муниципального симфонического оркестра города Новомосковска.
В 1995 году прошел ассистентуру-стажировку по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» в классе Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского, дирижера Большого театра России Фуата Мансурова.
С 1996 по 2000 год был депутатом Тульской областной Думы II созыва. В Тульской областной Думе входил в состав комитета по науке, образованию, культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту.
В качестве директора Новомосковского музыкального колледжа по его инициативе при колледже в 1997 году была открыта музыкальная школа. С 1995 по 1997 год организованы и проведены два Всероссийских молодежных конкурса камерных ансамблей и фортепианных дуэтов им. Гнесиных. С 2001 года конкурс стал Международным и объединил представителей России, Украины, Молдавии, Грузии, Литвы, Белоруссии, США, Польши.
Этот пример далеко не единственный. Уже много лет в Новомосковском музыкальном колледже им М.И. Глинки проходят три всероссийских конкурса. «У звенящих истоков Дона» – исполнителей на духовых и ударных инструментах, Всероссийский конкурс скрипачей им. Г.С. Турчаниновой и «Три заветные струны», собирающий со всей страны исполнителей на народных инструментах.
С 1992 по 2014 год пять преподавателей колледжа получили звание «Заслуженный работник культуры РФ», пять человек стали обладателями нагрудного знака «За достижения в культуре» и десять получили Почетную грамоту Министерства культуры РФ.
Свыше 350 студентов стали лауреатами различных Областных, Всероссийских и Международных конкурсов, а многие и неоднократно. 14 студентов стали стипендиатами Министерства культуры РФ и победителями Всероссийского конкурса Министерства культуры РВ «Молодые дарования России», 3 - стипендиатами общественного фонда «Российское исполнительское искусство», свыше 200 выпускников получили Дипломы с отличием.
В 2000 году он стал Лауреатом премии фонда «Русское исполнительское искусство».
В 2013 году избран депутатом Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск.
Имеет государственные награды. В 1999 году получил звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», а в 2011 году награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
В 2012 году награжден медалью «Трудовая доблесть» III степени.
Неоднократно награждался Почетными грамотами - Губернатора Тульской области, Тульской областной Думы, департамента культуры Тульской области, администрации Новомосковска, а также имеет Благодарности Министерства культуры РФ.
ИА "Новомосковск сегодня" 30.04.2022 |
Александр Скуднов о колледже, оркестре и увлечениях
Новый герой нашей рубрики «Город в лицах» — директор Новомосковского музыкального колледжа имени Глинки, заслуженный работник культуры РФ – Александр Скуднов.
Александр Валентинович, почему вы решили стать музыкантом? Ваши родители имели отношение к музыке?
Я родился в семье простых рабочих, никакого отношения к музыке они не имели. Кстати, я коренной новомосковец, родился и всю свою жизнь прожил здесь. Жили мы с родителями и братом в Западном поселке, поэтому учился я в третьей школе. Детей в нашем районе было так много, что мы учились в четыре смены. Позднее было построено новое большое здание школы №8 и часть детей перевели туда. Так что заканчивал я уже восьмую школу. В те годы баян пользовался очень большой популярностью. Он звучал повсюду: в домах, на улице, на радио и телевидении. Поэтому мне очень хотелось научиться игре на баяне и родители отвели меня в музыкальную школу. Тем более что баян у нас дома уже был. Сначала на нем хотел научиться играть мой старший брат, но ему быстро разонравилось, и он это дело бросил. А мне наоборот, очень нравилось учиться в музыкальной школе, мне достался замечательный педагог и я занимался с удовольствием. К слову сказать, школа тогда находилась в музыкальном училище на первом этаже и в подвале. Отдельное здание появилось намного позже.
Помимо баяна я занимался спортом, правда непрофессионально – гоняли с пацанами в футбол и хоккей, катались на лыжах. Не забывал про учебу. Учился я хорошо и мои школьные учителя даже отговаривали меня от поступления в музыкальное училище, но я чувствовал, что это мое, и после 9 класса из школы ушел и поступил в музыкальное училище Новомосковска. Училище я окончил успешно и решил продолжить свое музыкальное образование – поступил в Казанскую консерваторию. Чтобы не сидеть на шее у родителей, я решил учиться на заочном отделении и параллельно работать. По распределению я попал в грицовскую музыкальную школу. Проработал я там всего два года и меня призвали в вооруженные силы. А когда вернулся из армии, оказалось, что директора школы перевели в другой город и мне предложили возглавить музыкальную школу в Грицово. Тогда она была совсем маленькой, в штате – директор и пять преподавателей. За те 10 лет, пока я работал директором, коллектив увеличился в три раза. Когда я уходил, в школе были все необходимые инструменты, 15 преподавателей и море детей.
Получается, в этом году исполнится 30 лет с тех пор как вас назначили директором Новомосковского музыкального колледжа?
Да, пришел я сюда в 1992 году, а уже в 93 создал симфонический оркестр. И тогда я понял, что для того, чтобы руководить оркестром, мне необходимо получить дополнительное образование, поэтому я поступил в аспирантуру на дирижера. Мне невероятно повезло, на стажировку я попал к выдающемуся дирижеру — Фуату Шакировичу Мансурову. Он преподавал в Казанской консерватории, и мне посчастливилось быть его учеником.
За 30 лет многое изменилось?
Очень многое. Когда я только сюда пришел, очень разочаровался. Я ушел из, пусть небольшой, но чистой и ухоженной школы. А колледж выглядел убого и снаружи и внутри. Фасад весь обшарпан, ремонт не делался ни разу. В общежитии на кроватях было невозможно спать. Денег в администрации города на новые кровати мне не дали, и тогда я предложил мэру города Станиславу Шеденкову так сказать сделку. В то время Березовая роща полностью заросла молодняком, пройти было невозможно. И я предложил взамен на новые кровати расчистить рощу. Шеденков согласился, и мы всем колледжем взялись за работу. Каждый принес из дома кто что мог – пилы топоры и целую неделю мы вырубали молодняк. Тогда студенты были более отзывчивые, чем сейчас. Никто не говорил, — «а почему я? я не должен этим заниматься». Это было общее дело, и мы делали его вместе. В итоге мы сделали доброе дело для города, а город подарил нашему общежитию новые кровати.
В 1995 году наш колледж начал проводить всероссийский конкурс имени Гнесиных. Впоследствии он стал традиционным. Правда, в конце 90-х мы были вынуждены сделать перерыв, потому что дела шли совсем плохо. Нам повезло, что на хозрасчете в то время у нас учились китайцы и платили в долларах. Потому что с рублем тогда творилось непонятно что, и доллары для колледжа были настоящим спасением.
В конце нулевых колледжу должно было исполниться 50 лет. Тут я задумался, почему у других колледжей есть имена, а у нашего нет. И я решил написать письмо на имя губернатора с просьбой присвоить нашему учебному заведению имени Глинки, тем более что еще при строительстве училища рядом со зданием был установлен одноименный памятник. На что у меня спросили, почему именно Глинка? Ведь он не имеет никакого отношения к Новомосковску. Это был очень странный вопрос, ведь Глинка умер задолго до строительства нашего города, само собой он не имеет к нему отношения. Но почему тогда в Новосибирске есть консерватория имени Глинки, ведь в Новосибирске он тоже не был. Колледж имени Глинки есть и в Минске, хотя и там композитор не был ни разу. И меня попросили обосновать, почему наш колледж должен носить именно это имя. Пришлось придумывать. Я написал, что Глинка был дружен с Даргомыжским и приезжал в его усадьбу, которая находится в Тульской области. Мне поверили, и к 50-летию колледжа мы получили имя известного композитора.
Ваш симфонический оркестр известен не только в Новомосковске. В нем играют профессиональные музыканты?
Совсем нет. Изначально оркестр создавался только из студентов колледжа, и так продолжается и по сей день. Поэтому состав постоянно обновляется. Выпускники уходят и им на смену приходят первокурсники. И так каждый год. Новички буквально за пару месяцев встают в строй нашего оркестра.
Мои коллеги не верят мне, пока не увидят и не услышат сами, что у нас есть настоящий симфонический оркестр. После нашего выступления в Саратовской консерватории я разговаривал с коллегами, и они искренне удивлялись как такое возможно. Никто не верит, что дети могут так играть. А они играют, причем каждый год новый состав.
В этом году оркестр получил Грант президента. Мы решили провести серию бесплатных концертов в различных уголках нашей страны, но на это нам нужны были средства. Для выступлений выбрали именно малые города, в которые никогда в жизни не приедет симфонический оркестр: Михайлов, Пронск, Кашира, Венев, Богородицк и Ефремов. Грант нам одобрили, и мы объехали со своей концертной программой все эти города. В Пронске с населением 4500 человек зал был забит битком. Люди были просто в восторге, некоторые даже плакали, предлагали приехать еще.
Возвращаются ли выпускники вашего колледжа в родные пенаты?
Не так много как хотелось бы. Я, как могу, привлекаю на работу молодых специалистов. Первые пять лет плачу надбавки, лишь бы удержать молодежь. Если не стимулировать, все уезжают в Москву. Сначала поступают в консерваторию и потом уже не возвращаются.
Музыка занимает большую часть вашей жизни, А чем еще вы увлекаетесь?
Самое большое увлечение это конечно книги. Всю свою жизнь я читаю, особенно люблю историческую литературу. Очень люблю путешествия. Куда бы мы ни приезжали с оркестром, я обязательно вожу студентов по главным достопримечательностям. Не всем ребятам подобные экскурсии интересны, но я понимаю, что это пойдет им только на пользу.
Автор новости Ольга Тельнова Информационно-аналитический портал "ЗА Новомосковск" 28.03.2022 |
Путевка в большую музыкальную жизнь.
Вместе с Новомосковским молодежным симфоническим оркестром в качестве солистов выступили юные музыканты, подающие большие надежды.
С 2017 года руководитель и дирижер нашего уже известного на всю страну, а также и за ее пределами коллектива Александр Скуднов дает молодым дарованиям уникальную возможность проявить себя в качестве солистов. И это удается им самым успешным образом, что подтверждается шквалом аплодисментов, прозвучавших в концертном зале Новомосковского музыкального колледжа им. Глинки в минувшую пятницу.
Вот что говорит по этому поводу Александр Скуднов, зслуженный работник культуры Российской Федерации, воспитавший не одно поколение первоклассных музыкантов, в разные времена впервые выступивших перед широкой аудиторией в составе его оркестра:
– Конечно, мы предлагаем выступить в качестве солистов самым одаренным, некоторые из них даже не являются еще пока студентами колледжа. Вот, например, Софья Шуляк, занимается с которой преподаватель Владислав Трушаков. Ей всего пятнадцать, обучается на подготовительных курсах. Блистательно исполнила партию флейты в сложнейшем произведении Сен-Санса "Скерцо-тарантелла" в дуэте с нашим студентом кларнетистом Дмитрием Сотниковым. Или Антон Гладышев, скрипач, виртуозно сыгравший не менее сложное произведение Пабло Сарасатэ. Парня отличает необычайное трудолюбие. Мой воспитанник баянист Матвей Орлов учится в нашей музыкальной школе чуть ли не с младенческих лет и уже является лауреатом весьма престижных конкурсов. Заслуженную овацию снискала Мария Воложанина, ученица Марины Митраковой. Всех этих ребят, бесконечно преданых раз и навсегда выбравших своей судьбой музыку, я уверен, ждет большая жизнь в искусстве.
Андрей Лифке Новомосковская правда 3 марта 2022 года |
|
|