Его большой оркестр под управлением любви. Рассказ о коллективе, объехавшем почти всю Европу и половину России.
20 апреля в Новомосковском музыкальном колледже им. Глинки состоится юбилейный концерт симфонического оркестра под управлением Заслуженного работника культуры Российской Федерации Александра Скуднова. рассказ о коллективе невозможен без истории о его руководителе и дирижёре. С него и начнём.
Время баяна
Саше Скуднову, который еще и в школу не ходил, интересно было, когда папа Валентин Иванович принес домой большой ящик и достал из него нечто красивое, с белыми планками и черными кнопками, вызвавшее у парня невольное уважение и восхищение. И где-то даже предощущение чего-то большого и радостного, пока непонятно было еще чего именно. Инструмент назывался баяном. К тому времени он уже вытеснил традиционную гармонь не только из радиоэфира, но и из дворовых посиделок. Баян стал модным и востребованным инструментом на самом высоком эстрадном уровне. Достаточно сказать, что горячо любимые и поныне в народе Людмила Зыкина и Ольга Воронец исполняли свои самые задушевные песни под баян. Точнее, под аккомпанемент знаменитого в 60-е годы дуэта Анатолий Шалаев - Николай Крылов.
Увы, чудесный инструмент предназначался вовсе не Саше, а его старшему брату Николаю. Но получилось так, что поиграл брат на баяне месяца три, да и бросил. Баян прочно занял место в углу. Но не надолго. Саша с удовольствием слушал музыку по радио и на пластинках, в том числе и те самые задушевные, исполнявшиеся под баян песни. И когда родители предложили ему взять инструмент и попробовать, с охотой согласился. Забегая вперед, скажем тот самый тульский баян, с которого, собственно, и началась музыкальная жизнь Александра Скуднова, и поныне здравствует. - Инструменты той поры - они неубиваемые, - уверяет маэстро. - Я и сейчас беру его иногда и играю с удовольствием.
От подвала до консерватории
Новомосковская городская музыкальная школа располагалась тогда в здании музыкального училища, в том числе в подвальных помещениях. В подвале Саша Скуднов и начал постигать нотную грамоту, другие музыкальные премудрости и собственно играть. Ему очень повезло с педагогом, причем на долгие годы. С Валерием Васильевичем Гоменюком он прошел от школы и музыкального училища до Казанской государственной консерватории.
- Вспоминаю его с огромной благодарностью. Валерий Васильевич сделал меня настоящим музыкантом, привив любовь к музыке на всю жизнь, - рассказывает о своем наставнике Скуднов. - И не только мне. Не было ученика, с которым он усердно не возился бы часами. С гордостью считаю себя его преемником. И сейчас, уже будучи давно педагогом, в нашем колледже всячески стараюсь продолжать традицию преемственности поколений.
Музыка - вся его жизнь!
Шесть лет учёбы в музыкальной школе миновали быстро, но он не сомневался уже нисколько, что музыка - это то, чем он будет заниматься всю жизнь. Поэтому выбор был один-единственный, Новомосковское музыкальное училище. Хоть и был в числе лучших, а поступить оказалось не таким уж простым делом, на семь мест претендовали человек двадцать. Причем из разных районов, в том числе очень хорошо подготовленные ребята. Но поступил, успешно отыграв свою программу из четырех произведений. Кстати, дух здоровой конкуренции, который витал среди абитуриентов, не улетучился и во время учебы. Каждый стремился стать лидером. Рассуждали юные баянисты так: он сыграл сегодня сложное произведение, значит, завтра я должен сыграть еще более сложное. И бежали к преподавателю - просить пьесу помудренее. В общем, музыкой Александр Скуднов занимался с полной отдачей.
Студенчества прекрасная пора завершилась летом 1977 года. К окончанию училища Александр получил распределение в Веневский район, в музыкальную школу шахтерского поселка Грицовский. Однако намеченная цель - консерватория - представлялась вполне достижимой. На том же настаивал и любимый педагог Валерий Васильевич, который и сам окончил консерваторию в Казани. Блестяще сдав выпускные экзамены, дипломированный педагог Александр скромно отметил день рождения и на утро улетел рейсом Тула - Казань, поступать. И поступил. Но не на дневное отделение, чего ждали от него педагоги и в Новомосковске, и в Казани, а на заочное. Потому что ещё студентом твердо для себя решил - на шее у родителей больше сидеть не будет. Вернулся, объявил о свершившемся. Наставник, конечно, погоревал, но что делать - самостоятельный человек сделал свой выбор.
Вернулся Александр из Казани и на следующий же день поехал в Грицовский. Музыкальная школа занимала часть дряхлого барака, в остальных помещениях работала какая-то артель, производившая ёлочные игрушки. Дали молодому педагогу трёх учеников, а больше и не было. Восемьдесят пять рублей ставка. Еще и на автобусе каждый день на работу ездить за двадцать километров, тоже не бесплатно. Как жить? Новый его директор посоветовал мол, сходи-ка ты, Саша, в среднюю школу, может, и заинтересуешь кого...
Скуднов пришел в школу с баяном. Поиграл там немного и привел в «музыкалку» ватагу ребятни, пожелавшей на баяне научиться. Следом пришли родители - писать заявление, мол, прошу принять моего сына такого-то на обучение по классу баяна у преподавателю Скуднова А.В. И стали их дети учиться. И он тоже, помимо работы с ними, стал учиться. В консерватории, на заочном. Через два года Скуднова призвали в ряды Советской армии. Можно было бы подумать, что дипломированный музыкант-новобранец прямиком окажется в каком-нибудь столичном, ну, в крайнем случае, в военном оркестре в городе областного уровня. А он служил в Харькове, связистом-телеграфистом. Музыканту проще, чем другим постигать было азбуку Морзе. И до поры до времени о том, что он прирожденный музыкант начальство особенно и не задумывалось. Но однажды позвали его командиры поиграть на вечере в местном Доме офицеров, на празднике. А уже потом приказали организовать в части духовой оркестр. Прошел по батареям, нашел ребят из числа тех, кто мало-мальски умел хоть на чём-то играть, а сам взял в руки тубу, инструмент для себя совершенно новый. И дело пошло! На «дембель» Александра Скуднова в мае 1982 года созданный им и разросшийся в разы оркестр провожал маршем «Прощание славянки» под управлением военного дирижера.
«Наш Валентиныч вернулся!»
Приехал Скуднов из Харькова, побыл немного дома и в Грицовский, восстанавливаться на работе. Ученики его возликовали, а те, кто за время его отсутствия заниматься бросил, побежали обратно записываться. 1 сентября начался учебный год, а ровно через месяц Александра Скуднова назначили директором Грицовской музыкальной школы. В школе тогда работали семь преподавателей, включая самого новоиспечённого директора, и первое, что он сделал - это стал искать преподавателей. В первую очередь, конечно, среди молодых выпускников Новомосковского музыкального училища. И не просто дипломированных, а таких, чтобы любили детей и, как говорится, горели на работе. Ему удалось, такой коллектив сложился. Сейчас он со смехом и огромным удовольствием вспоминает, как силами преподавательского состава, а он уже насчитывал двадцать человек, поставили на сцене поселкового клуба два костюмированных с самодельными декорациями спектакля, «Аленький цветочек» и «Ночь перед Рождеством». На представлениях все население посёлка рукоплескало. Расширяя школу и одновременно приводя ее в надлежащий вид, вообще ведя активную общественную деятельность на периферии Веневского района, Скуднов приобрел у новых земляков такую популярность, что на выборах в Тульский областной совет уверенно обошел хорошо известного в округе и уважаемого шахтерского руководителя. Он и в дальнейшем оставался и сейчас в русле политической жизни. Был депутатом Тульской областной Думы II созыва. Ныне I работает в муниципальном собрании Новомосковского городского округа.
А что касается собственно педагогической деятельности, многие из тех, кто занимался в школе при' директоре Скуднове, как и он именно в музыке нашли свое призвание и теперь успешно работают на преподавательских должностях. И еще. Приходил Скуднов на должность директора при численности учеников немногим более 60 ребят, а когда уходил, то юных грицовских музыкантов было уже почти 200. Руководимая им школа была признана лучшей в области среди малых музыкальных школ. Уходил он не куда-нибудь - на должность директора Новомосковского училища.
Его года - его программа
Когда Александр Скуднов заступил на новую должность, училище снаружи напоминало обстрелянное из артиллерийских орудий прифронтовое здание, а изнутри представляло собой сочетание мрачноватых коридоров и темных комнат, мало напоминавших классы для занятий музыкой и вообще чем - либо серьёзным. И тогда он начал реализовывать собственную программу, которая не заканчивается и поныне.
Если перечислять все сделанное Скудновым за все эти годы, не без помощи педагогов и студентов, конечно, то не хватит газет-ной площади, чтобы рассказать о музыкальной стороне его жизни. Ограничимся вот чем. До его прихода в училище с потолков сви-сали «лампочки Ильича» на голых шнурах, в кранах почти никогда не бывало воды, а для того, чтобы рассадить музыкантов на репетиции создававшегося симфонического оркестра, по всему зданию бегали юноши, собирая стулья, ноты вместо пультов клали на пол. Памятник великому Глинке сиротливо выглядывал из кустов, буйно разросшихся вокруг всего здания. Теперь, и это всеми единодушно признаваемо, Новомосковский музыкальный колледж им. Глинки - уютное, благоустроенное, располагающее к учебе и творчеству учебное заведение. В него охотно идут заниматься студенты и учащиеся созданной Скудновым при колледже музыкальной школы, а также и любители музыки - на часто проводимые здесь концерты, а также фестивали и конкурсы, в том числе всероссийского и даже международного масштаба.
От литавров до дирижерского пульта
Надо сказать, что впервые симфонический оркестр в Новомосковском музыкальном училище появился еще в далеком 1961 году, создателем его был Валентин Васильевич Веселов. Скуднову в студенческие времена пришлось поиграть в нем на литаврах. Программы готовились подолгу, без особого энтузиазма со стороны большинства участников, для которых репетиции были скорее обязаловкой, нежели осознанным творчеством. И мало-помалу оркестр сошел на нет, превратившись со временем в небольшой камерный коллектив.
Проработав в новой должности всего полгода и уже детально ознакомившись с творческим и педагогическим потенциалом, со всем, что имелось на тот момент в арсенале инструментов и оборудования, директор задался вопросом. А почему, собственно, в училище нет симфонического оркестра? Вопрос был задан руководителю камерного оркестра. Ответ был таков: «Да тут играть некому!» Как некому, подумал Скуднов, - В коллективе, котором я руковожу, нет музыкантов, способных играть в симфоническом оркестре? А оппонент меж тем продолжил деструктивную мысль: «Симфонического оркестра здесь не будет никогда! Его просто некому вести!» Тогда директор сказал уже вслух, что оркестр будет вести он сам, с 1 сентября, то есть с началом нового учебного года. Оппонент и разделявшие его мнение скептики только усмехнулись. Историческая эта дискуссия состоялась перед летними каникулами.
1 сентября, согласно расписанию занятий, состоялась первая репетиция. Точнее, сбор музыкантов. А всё предшествующее лето Скуднов ночами напролет изучал литературу, связанную с симфонической музыкой и оркестрами, которую только мог найти. В те времена о ксероксах, тем более компьютерах никто и слыхом не слыхивал, поэтому приходилось самостоятельно разыскивать партитуры, переписывать ноты. Труд титанический. Подстегивала мысль: симфонический оркестр - это масштаб, это воплощение всего богатства музыкальных красок, это вершина творчества, музыкальный Олимп. И в его училище такой коллектив должен непременно быть! С огромным энтузиазмом взялся помогать Александру Скуднову в создании нового оркестра Валентин Веселов, к тому времени ушедший на заслуженный отдых. Позже, впервые услышав звучание оркестра, Валентин Васильевич не смог сдержать счастливых слёз.
В тот первый состав оркестра вошли студенты, а также преподаватели, поверившие молодому директору, а именно Лариса Коноплёва, Марина Митракова, Нина Насонова, Татьяна Ашари, Евгений Дульнев, Алексей Ляпунов, Вячеслав Лавренков. Митракова, Насонова, Дульнев и Ляпунов и сейчас не изменяют своему дирижёру.
На первый концерт в декабре 1993 года публики собралось довольно много. Одних одолевало любопытство, другим просто необходимо было присутствовать при фиаско, которое, по их представлению. должны были потерпеть новый амбициозный директор вместе со своими музыкантами. Фиаско не было. Пусть не было и триумфа, но на второй концерт публики пришло не меньше, и концерт откровенно понравился.
В 1996-м, на третий год существования, симфонический оркестр под управлением Александра Скуднова вылетел в Грецию, на остров Крит, с концертами. Обратите внимание на год первой гастроли. В те времена за границу ездили разве что дипломаты, новоявленные олигархи да криминальный элемент. Из артистов - разве только звёзды мирового уровня. А тут музыкальный коллектив из провинциального городка, абсолютно никому, кроме земляков, не известный. Забегая вперед, скажем, что кроме Греции за время существования коллектив выступил в Италии, Испании, Австрии, Чехии, Польше, Беларуси. Российские любители классической музыки рукоплескали новомосковским музыкантам в Государственном Кремлевском дворце, Санкт-Петербурге, Калининграде, Суздале, Костроме и других городах. И везде, если это были конкурсы или фестивали, Гран-при, кубки, дипломы. В 2006 году Новомосковский симфонический оркестр под управлением заслуженного работника культуры Российской Федерации Александра Скуднова удостоился звания Лауреата премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства в номинации «За достижения в области музыкального искусства».
Это было в Валенсии
2004 год. Испания. Валенсия. Международный конкурс молодежных симфонических оркестров. По условиям конкурса, претендующие на лауреатство коллективы выступают парами. По результатам жеребьевки, новомосковцам достался соперник грознее некуда - местный оркестр. На репетиции наши ребята посмотрели на конкурентов с их большим составом, дорогущими инструментами и приуныли, ну как с такими тягаться? Скуднов заметил перемену в настроении и вечером произнес перед коллективом короткую, но мобилизующую речь: «Ребята, мы проехали всю Европу, чтобы сдаться на милость победителя? Нет! Завтра каждый должен играть за двоих, за тех, кто не смог с нами поехать (оркестр играл в сильно урезанном составе по финансовым причинам - Авт.). Вспомните Панфиловцев. Против них были танки, но враг не прошел, хоть и было их всего 28. Так и нам отступать некуда, позади вся Россия!»
...Искушенная европейская публика вяло похлопала, из вежливости приветствуя музыкантов из никому не известного Novomoskovsk, разумеется, ничего особенного от них не ожидая. После увертюры из «Руслана и Людмилы» зал напрягся и слегка зашелестел. А после танцев из «Лебединого озера», вальса из оперы «Жизнь за царя» и штраусовского «Радецки марш» публика аплодировала стоя. Позже директор постучал в гримёрку Скуднова, которая помнит великого Ростроповича, и, рассыпаясь в благодарностях, вручил ему диск с только что записанным выступлением.
Когда оркестр еще только набирал силу, Александр Скуднов задумал с просветительской миссией проехать по городам и весям области. Действительно, откуда в нашей глубинке взяться истинным любителям симфонической музыки, не имея возможности слушать ее вживую. На сегодняшний день оркестр побывал в Туле, Алексине, Ясногорске, Черни, Суворове, Венёве, Ефремове, Киреевске, Щекине, Дубовке, Епифани, Болохове, Грицовском, Липках, Заокском. Недавно начали покорять Подмосковье, дав концерт в Кашире.
«Я хочу, чтобы музыка была искренна и правдива, чтобы она возвышала душу», - говорит Александр Скуднов. Именно такую музыку его оркестр исполняет уже третье десятилетие на высоком профессиональном уровне.
Не случайно коллектив Новомосковского симфонического оркестра дал два сольных концерта на очень серьёзных площадках, в Казани, в Государственном концертном зале им. Салиха Сайдашева, и в Нижнем Новгороде. Тому подтверждением запланированное на конец мая очередное сольное выступление - в концертном зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, посвященное Дню защиты детей. Там же и оркестр, и его солисты покажут свое искусство в престижном конкурсе «Звуки и краски белых ночей».
Андрей ЛИФКЕ Фото из архива НМК им. Глинки и Александра СКУДНОВА «Аргументы и факты», №16, 2018
Комментарии
Татьяна Рыбкина, министр культуры и туризма Тульской области:
- Новомосковский симфонический оркестр под управлением Александра Скуднова долгое время являлся единственным подобным коллективом в нашей области. Он и сейчас безусловный лидер. Коллектив выступает на значимых мероприятиях, проводимых на территории нашего региона, достойно представляет Тульскую область и за её пределами. Постоянно обновляясь, коллектив дает путевку в большую творческую жизнь выпускникам Новомосковского музыкального колледжа, его просветительскую роль в деле пропаганды классической музыки трудно переоценить. От души поздравляю и коллектив, и его руководителя с юбилеем!
Ольга Миллина, преподаватель Новомосковского музыкального колледжа по классу «фортепиано»:
- Окончила наш колледж и уехала учиться в Нижегородскую государственную консерваторию. Вышла там замуж, открывались перспективы и в профессиональной деятельности. Но когда на ярмарке специалистов получила предложение работать в Новомосковском музыкальном колледже, сразу согласилась. Более того, мы приехали вместе с мужем, он тоже музыкант и тоже теперь работает в колледже. Мы поменяли крупный культурный и исторический центр на Новомосковск, потому что я знала, под чьим руководством будем здесь работать, что за человек Александр Валентинович, какой он музыкант, как относится к работе и к людям.
Рубин Абдуллин, ректор Казанской государственной консерватории им. Н.Жиганова, народный артист Республики Татарстан:
- Александр Скуднов относится к тем руководителям, которые одинаково успешны как в организации работы учебного заведения, так и в педагогической деятельности. Кроме этого, он создал замечательный симфонический оркестр высокого профессионального уровня, способный достойно выступить на самом престижном музыкальном форуме.
Эдуард Фертельмейстер, президент Нижегородской государственной консерватории им М.Глинки, профессор:
- Я очень рад знакомству, которое, надеюсь, перерастет в постоянное сотрудничество и дружбу с Александром Скудновым и его замечательным оркестром. Александр Валентинович - очень деятельный, созидающий человек. Без таких как он руководителей успеха не бывает. Жду от наших дальнейших контактов обоюдной пользы. В частности, хотим видеть выпускников Новомосковского музыкального колледжа, который по праву считается одним из лучших в стране, в рядах наших студентов.
Надежда Сторчевая, заместитель главного врача Тульской станции переливания крови:
- Искренне считаю, - Новомосковску очень повезло, что в городе есть такой человек, как Скуднов Александр Валентинович. Являюсь давним и верным поклонником возглавляемого им симфонического оркестра, не пропускаю ни одного выступления. Если в пятницу ожидается концерт, жду с нетерпением, будучи твердо уверена, накопившуюся за неделю усталость как рукой снимет, отдохну душой, приобщусь к прекрасному. Юбилейного концерта жду как большого праздника!
Вячеслав Зюкин, директор Тульского колледжа искусств им. А. Даргомыжского:
- Александр Скуднов не только замечательный музыкант. Его ученики становятся настоящими профессионалами. Чему весьма способствует их участие в оркестре, который всегда в тонусе, несмотря на ежегодную сменяемость части коллектива. Сердечно благодарю коллегу за его деятельность и поздравляю Новомосковский симфонический с юбилеем! |