Сергей Полунин: Люблю всякую музыку. Кроме плохой.
Как люди приходят в музыку, чтобы остаться в ней навсегда? В чем залог успеха педагогической деятельности? Сохраняется ли в народе любовь к музыке именно народной? На эти и другие вопросы отвечает руководитель народного оркестра Новомосковского музыкального колледжа им. М. Глинки Сергей Полунин, отметивший накануне свой 60-летний юбилей.
- Сергей Иванович, несмотря на то, что много музыки с тех пор сыграно, вы, конечно, помните, как все начиналось?
- Конечно, помню. Я учился в третьем классе, в четырнадцатой школе. Однажды приходит домой отец и спрашивает, не хотел бы я научиться играть на баяне? Мальчик я был послушный, согласился. И стал я ходить в кружок в ДК Гипсового комбината. Первым моим педагогом был Виктор Семенович Хомяков, который являлся одновременно директором музыкального училища. Так получилось, что между первым и вторым уроками родители мне купили баян. И ко второму уроку я безо всяких нот, которые дал мне накануне Виктор Семенович, подобрал нужное. Сыграл, думал - похвалит. А он поставил мне «три» и написал — «выучить ноты!». Даже «молодец» не сказал. Но это-то меня и завело. Тем более что в школе я учился на «отлично».
- Следует так понимать, что этот «завод» и стал для мальчика Сережи Полунина предопределением всей дальнейшей судьбы?
- Наверное. Во всяком случае, когда мне было предложено поступать в училище, сомнений кем быть не было уже никаких. Кстати, Хомяков тогда в свой класс меня не взял, отдал молодому преподавателю. Тогда я его не понял. Потом понял. Он увидел в том преподавателе перспективу и таким образом облегчил ему вхождение в педагогическую деятельность, отдав, без ложной скромности скажу, лучшего ученика (смеется). Тогда именно так и принято было. Не тащить одеяло, в смысле всех наиболее способных учеников, на себя.
- И все же, так-таки и не видели себя более ни в одной профессии?
- Ну почему же. Думаю, что мог бы стать доктором. Или юристом. Симпатии к этим сферам питал. Но не жалею ни на секунду, что стал музыкантом.
- Тогда о жанре. Народная музыка для вас — одна и только она?
- Вовсе нет. Как-то так получалось по жизни, что мне довольно часто приходилось реанимировать то, что было развалено до меня. Коллективы то есть. И это были самые разные составы, музыканты. И эстрадные, и народные, и джазовые. Люблю и понимаю всякую музыку. Кроме плохой. К тому же зацикливаться на строгом академическом направлении — это неинтересно.
- Как по вашему, интерес к народной музыке в народе не утрачен?
- Нет, конечно. Другое дело, что по нынешним временам без толкового администратора, который эффективно организовывал бы концерты, популяризировать какой бы то ни было жанр сложно. Мое дело - музыка, в зарабатывании денег я мало что понимаю. А как популяризировать народную музыку, если не концертной деятельностью? Помнится, двое незнакомых парней прямо на улице остановили меня, говорят: «А мы вас знаем!» Оказывается, были на нашем концерте в колледже. «Ну и как?» - спрашиваю. Сказали, что пришли «по приколу», но остались до конца - настолько понравилось.
- А что ваши ученики? Много ли воспитали лауреатов?
- Я не считаю количество подготовленных лауреатов единственным показателем успешной педагогической деятельности. Среди моих выпускников люди самых разных профессий. Главное в том, что все они сохранили любовь к музыке и состоялись как люди. И я горжусь ими.
Беседовал Андрей ЛЙФКЕ
Фото Юрия Титова
Новомосковская правда
4 декабря 2014г
Оригинал статьи.
|