Александр Скуднов: Мы еще не всю Россию объехали.
Июль, макушка лета. В стенах Новомосковского музыкального колледжа им. Михаила Глинки непривычно безлюдно и тихо. Оно и понятно, каникулы. Музыканты - и студенты, и преподаватели с концертмейстерами - отдыхают. Однако, по глубокому убеждению директора учебного заведения Александра Скуднова, даже на отдыхе музыкант не расстается с инструментом, упражняется в вокале. Иначе нельзя - музыка не простит. Да и не отпускает. Если, конечно, она у тебя в душе. Об этом и многом другом мы и поговорили с Александром Валентиновичем.
- Довольно насыщенный концертный сезон для всех коллективов Новомосковского музыкального колледжа имени Михаила Глинки в прошлом. Он чем-то отличался от предыдущих принципиально?
- Я и мои коллеги стараемся строить концертную работу так, чтобы сезоны не были «близнецами-братьями». И вы правильно заметили, что музыкант и на отдыхе не перестает им быть. Вот и я. Сезон завершился совсем недавно, а я уже понемногу начинаю планировать следующий.
Что касается минувшего сезона, то и он планировался, конечно, не в последний день. Во-первых, предстояло очень ответственное выступление нашего симфонического оркестра в Казани. Коллектив по сути учебный, но именно этот концерт выводил нас в ранг профессионального. Фестиваль посвящался 70-летию Казанской государственной консерватории им. Назиба Жиганова — ровесницы Великой Победы. На меня это накладывало особую ответственность, ведь я учился в этом замечательном вузе, там же заканчивал аспирантуру. Надо сказать, что в Казани публика искушенная, потому что имеет возможность практически ежегодно слушать исполнителей мирового уровня. Что говорить, приятно было видеть нашу афишу рядом с афишами Государственного оркестра Татарстана, коллектива под управлением Владимира Спивакова. Согласитесь, хорошая компания!
- Как выступили?
- Программу обкатали сначала на сцене родного колледжа. Наши слушатели были в восторге. Но это НАШИ слушатели. Если что - они поймут и простят. В Казани слушатель «суровый», искушенный, как было уже сказано. Тут надо было работать на очень высоком уровне, без малейших ошибок. И, судя по тому, как нас принимали взыскательные казанцы, получилось.
- Я знаю, что в последние годы ни один концертный сезон не обходится без участия воспитанников Галины Турчаниновой.
- Да. Галина Степановна - человек уникальный. Воспитала немало скрипачей мирового уровня. У нас очень тесные связи. Здесь были свои сложности. Турчанинова привозит очень молодых ребят, и, не смотря на уже достигнутое ими мастерство, они все же дети. Свойственно им ошибаться. Поэтому важно, чтобы в таких случаях оркестр не дрогнул. Слава богу, отыграли очень чисто - и мы, и молодые дарования.
- В минувшем сезоне на сцене колледжа впервые состоялся совместный концерт оркестра с арфисткой Александрой Тихоновой. Смею предположить, что и это выступление требовало очень серьезной подготовки.
- Вы совершенно правы. Во-первых, с арфой мы ни разу еще не играли. И потом, у Саши Тихоновой, несмотря на ее молодость, уже очень солидный послужной список. Но тут я позволю себе вернуться к предыдущему вопросу. И для «птенцов гнезда Турчаниновой», и даже арфистки Тихоновой, для многих других, смею надеяться, наш город станет светлым воспоминанием. Если можно так выразиться, сцена Новомосковского музыкального колледжа стала стартовой площадкой, где они когда то начинали учиться летать, впервые выступив с симфоническим оркестром. Таких имен много. Воспитанник Турчаниновой Роман Ким выступал у нас, будучи совсем юным. Сегодня он скрипач-солист, широко гастролирующий по странам Европы. Равиль Ислямов, новомосковские любители серьезной музыки знают его хорошо и любят, стал настоящей звездой. Ангелина Огольцова окончила наш колледж, сейчас в Казанской государственной консерватории на очень хорошем счету. Саша Захаров, сын нашего преподавателя Антона Захарова, совсем юн, а уже поездил «по заграницам» - конкурсам, фестивалям. Большое будущее у парня. Можно еще перечислять. И это еще одна сторона нашей концертной деятельности.
- Вы были на конкурсе в Суздале и выступили весьма успешно. Что дала вашему коллективу эта поездка?
- Да, это еще одна яркая страница прошлого концертного сезона. И говорить о ней я начну не с музыки. Суздаль — потрясающе красивый, наверное, самый русский город из всех, какие я видел. Жителей всего ничего, а храмов большое количество. И почти все старинные, некоторое построены еще до Батыева нашествия. Храм Покрова-на-Нерли очаровал нас всех, и взрослых, и ребят. Площадь, на которой снималась финальная сцена замечательной комедии «Женитьба Бальзаминовая», вообще очень русский дух древнего города. И это тоже сторона нашей концертной деятельности. Дать ребятам возможность не только проявить себя в будущей профессии, но и посмотреть иные края, впечатлиться красотой нашей страны.
А еще поездка на конкурс в Суздаль - это очередной шаг, если хотите, презентации Новомосковска. Пусть люди знают повсеместно, что есть такой замечательный город и что в нем живут талантливые люди, музыканты в том числе. Знаете, после нашего выступления ко мне подошли мама с дочкой, девочкой-подростком, из Подмосковья. Им наш оркестр очень понравился. Робко так мама спросила, мол, а что — неужели можно к вам приехать учиться? Дорогого это стоит, поверьте.
- В зарубежные страны теперь не ездите?
- А зачем? Во-первых, бездумно было бы подвергать детей опасности, находиться в ожидании провокаций, а то и чего еще похуже, недавние примеры всем известны. Во-вторых, наш российский слушатель тоже нуждается в прекрасном, особенно в малых городах, не избалованных визитами столичных знаменитостей. И он нам, конечно, роднее. Вот есть меня идея проехать с концертами, условно говоря, по тульскому «золотому кольцу»: Киреевск, Куркино, Щекино, Венев с его древнейшей историей, другие малые города области. Уверен, принимать будут на «ура». Уверен, потому что опыт такой уже имеется. Не забуду концерта в Алексине. Зима, в местном доме культуры стужа, наш автобус безнадежно опаздывал. Думали, сейчас приедем, в зале никого, развернемся и поедем обратно. Приехали — полный зал. Люди сидели в шубах, пальто, шапках — ждали. И проводили овацией.
А что касается заграницы, то поездили уже. Объехали чуть не всю Европу. Конечно, кому не хочется блистать за рубежом, нынешние студенты этого не застали. Вот пусть там, «в европах», разберутся со своими нынешними проблемами, утихнут страсти, глядишь, и возобновим зарубежные поездки.
- А что расскажете о концертной деятельности других коллективов колледжа?
- Наш академический хор ежегодно принимает участие в разного рода конкурсах. Ребята Татьяны Анатольевны Чистоусовой на месте не сидят. В минувшем сезоне очень успешно выступили в Москве. Уровень хора очень высок, звучит прекрасно. Совместные выступления с детским хором под управлением Оксаны Старой на площади Ленина перед зданием областного правительства, в Белоусовском парке и Тульском кремле на Соборной площади, в которых участвовали одновременно и другие коллективы области, были потрясающи. Представляете, под живую музыку поют четыреста человек. Сыграли и спели три вещи: гимн области «Тула — земля моя», «Пусть всегда будет солнце!» и «Славься» из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». Активную концертную деятельность ведет народный хор под управлением Маргариты Рогачевой. Радует своим искусством постоянных поклонников оркестр народных инструментов Сергея Полунина. Ансамбль скрипачей Марины Митраковой снискал в последнее время заслуженное признание.
- И традиционно - о планах.
- В октябре открыть новый концертный сезон симфонического оркестра новой программой. Пригласить к совместному выступлению молодого солиста из Санкт-Петербурга, с габоем оркестр тоже еще не выступал. Съездить в Пушкиногорье, в Псковскую область. И это не все.
Беседовал Андрей Лифке
Фото из архива колледжа
Новомосковская правда
7 июля 2016г. |